Мир программирования

 


Найти: на:


Меню
Партнеры
Счетчики
Реклама

Техника программирования на Turbo C
Глава 9


Автор: Ал. Стивенс

Оконный текстовый редактор

В Главе 8 обсуждалось применение видеоокон для использования ввода данных в поля формо-ориентированного шаблона ввода данных. Естественно, что не все поля данных имеют заранее определенный, фиксированный формат. Многие поля и файлы состоят из текстов свободной, неопределенной формы и последовательности, например, слова в книге или комментарии к программе. Текстовые процессоры и редакторы текстов позволяют вам строить текстовые файлы, игнорируя формат исходных данных (текста), однако, если вы создаете действительно интегрированную систему , то доступ к функциям ввода текста в вашу программу и его редактирование может вам понадобиться непосредственно из вашей прикладной программы.

Эта глава является предварительным описанием оконного текстового редактора, который использует видеоокна для ввода и модификации текста точно так же, как большинство программ
редактирования текста и текстовых процессоров. Эта отличительная черта оконного редактора используется при создании программных систем, в которых требуется ввод текста произвольной формы. Пакет Sidekick является примером системы, в которой имеется сходный с рассматриваемым в этой главе редактор текстов. Пример программы, представленный в этой главе, вполне может использоваться в качестве редактора текстов в системах типа Sidekick. Оконный текстовый редактор может также применяться в системах ввода данных, когда требуется ввести в качестве данных текст произвольной формы, занимающий более одной строки. Прикладная программа типа программы ввода данных в заданном порядке с помощью шаблона ввода данных из Главы 8 может потребовать ввода поля, содержащего описательный текст. Это требование можно легко реализовать, применяя оконный текстовый редактор. Многие базы данных оперируют с данными, характеризующимися наличием поясняющего их текста, различных описаний или определенной терминологии предметной области. При использовании шаблонов ввода данных поля данных такого типа могут с успехом обрабатываться оконным редактором. вы также можете использовать текстовый редактор для подготовки текстов help-окон в вашей программе путем обработки файла описаний help-окон, описанного в Главе 7.

Для использования текстового редактора программа вначале устанавливает окно, а затем резервирует буфер, в котором будут храниться и редактироваться данные, вводимые пользователем. Текстовый буфер редактора представляет собой массив, резервирующий память, достаточную для хранения фиксированного числа строк, каждая из которых равна ширине области окна, отводимой для ввода и редактирования текста. Например, если вы установили ширину окна в 42 символа, то область текста будет иметь ширину 40 символов (рамка окна занимает 2 позиции). Если вы в этом случае отвели под буфер 4000 символов (длина массива), то редактор сможет обрабатывать одновременно только 100 строк текста, так как буфер может содержать не более 100 строк текста по 40 символов в строке. При вводе пользователем текста он накапливается в буфере без специальных символов новой строки (\n) и табуляции (\t).

Если текстовый буфер уже содержит текст, который был занесен в него при первом обращении к редактору, то этот старый текст отображается на экране дисплея в виде строк фиксированной длины в соответствии с описанием окна.

Команды тестового редактора

Текстовый редактор содержит полный набор команд редактирования. Команды сведены в один перечень и могут быть отображены на экране дисплея. В прошлой главе была рассмотрена программа, которая использовала help-окно для выдачи различной информации. Help-окно отображается при нажатии клавиши <F1>. Точно такой же прием используется для отображения набора команд редактора. Большинство из команд редактирования закреплено за функциональными клавишами, остальные используют комбинации клавиш <Ctrl> или <ALT> с другими клавишами. Ниже будут рассмотрены все команды оконного текстового редактора.

Управление курсором

Используя клавиши управления курсором, его можно перемещать по всему экрану. Если вы переместили курсор в начало или в конец экрана и продолжаете нажимать клавишу перемещения курсора вверх (или вниз), то тем самым вы инициируете скроллинг текста, который будет продолжаться до достижения начала (конца) буфера данных.

- <Ctrl/Т> и <Ctrl/В> перемещают буфер в начало и конец экрана;

- <Ctrl/(курсор вправо)> перемещает курсор в начало следующего слова в буфере хранения текста;

- <Ctrl/(курсор влево)> перемещает курсор в начало предыдущего слова в буфере хранения текста;

- <курсор в начало экрана> позиционирует курсор в начало текущей строки;

- <КОН> позиционирует курсор в конец текущей строки;

- <ТАБ> перемещает курсор к следующей позиции табуляции;

- <РЕГИСТР/ТАБ> перемещает курсор к предыдущей позиции табуляции.

Постраничная работа

- <Страница вверх> и <Страница вниз> перемещает текст на страницу вперед или назад;

- <Ctrl/(курсор в начало экрана)> устанавливает текст на первую страницу, позиционируя курсор в первой позиции первой строки текста;

- <Ctrl/КОН> устанавливает текст на последнюю страницу в буфере и позиционирует курсор в первой позиции строки, которая следует за последней строкой текста в буфере.

Команды работы с блоками текста

Текстовый редактор имеет в своем составе команды работы с блоками текста. Эти команды позволяют оперировать с блоками текстов, которые определены ограничительными линиями.

- <F4> формирует параграф из текста, помеченного как блок;

- <F5> помечает первую строку блока. Строка текста, в которой находится курсор, становится первой строкой блока. Текст, образующий блок, отображается в цвете, определяемом значением параметра ACCENT для данного окна;

- <F6> помечает последнюю строку блока текста;

- <F7> перемещает весь блок текста к строке текста, в которой расположен в данный момент курсор. Перемещение блока происходит без его разрушения; пространство для размещения блока выделяется
автоматически;

- <F8> копирует блок к текущей строке текста. Отличие этой команды от предыдущей в том, что настоящая команда не приводит к разрушению блока-оригинала на его прежнем месторасположении в тексте.

- <F9> уничтожает блок. Строки текста, следующие за удаленным блоком, перемещаются вверх, заполняя освободившееся пространство в тексте;

- <F10> отменяет маркировку фрагмента текста как блока.

Команды редактирования

После того, как вы ввели текст и осуществили перемещение курсора, редактор автоматически переформатирует текущий параграф. Редактор определяет параграф как группу строк текста, начинающуюся с первой строки, состоящей из пробелов. Переформатирование параграфов может подавляться путем нажатия перечисленных ниже клавиш в режиме (Scroll Lock):

- <F3> уничтожает весь текст, хранящийся в буфере "Команда". Команда требует подтверждения;

- <INS> переключает режимы работы редактора Вставка/Замена, а также изменяет форму курсора, индицирующего режим работы редактор;

- <DEL> уничтожает символ, находящийся после курсора в тексте, перемещая весь текст в строке на одну позицию влево;

- Забой <Backspace> (длинная стрелка в правом верхнем углу клавиатуры) уничтожает символ, находящийся левее курсора, перемещая сам курсор и весь следующий за ним текст строки на одну позицию влево;

- <Ctrl/D> (<CTRL/D>) уничтожает слово, перед которым позицирован курсор;

- <ALT/D> уничтожает строку текста, в которой был предварительно позицирован курсор;

- <F2> или <ESC> приводит к выходу из текстового редактора в точку его вызова из главной программы.

Функция, реализующая текстовый редактор

Текстовый редактор реализован в виде отдельной функции, которую может вызвать ваша программа. Для использования этой функции вы должны вначале организовать окно, в которое будут вводиться и в котором будут обрабатываться текстовые данные.

void text_editor (WINDOW *wnd, char *bf, unsigned bsize)

Эта функция обрабатывает текстовые данные, вводимые в окно с помощью текстового редактора. Указатель wnd специфицирует предварительно установленное вами окно. Указатель bf определяет текстовый буфер, а целое число bsize специфицирует размер буфера.

Количество строк в буфере является функцией, зависящей от размера буфера и размеров (ширины) окна, которые устанавливаются, когда вы организуете окно.

При вызове функции она отображает текст, начиная с первой страницы из текстового буфера, и позволяет как ввод текстовых данных, так и ввод команд редактирования и обработки текста с клавиатуры. При выходе из текстового редактора буфер содержит введенный или модифицированный пользователем текст.

Исходный листинг: editor.c

Листинг 9.1 содержит исходный текст оконного текстового редактора.

Листинг 9.1: editor.c

/* ------------------------- editor.c ------------------------ */

#include <stdio.h>
#include <ctype.h>
#include <mem.h>
#include <conio.h>
#include <alloc.h>
#include "twindow.h"
#include "keys.h"

#define TRUE 1
#define FALSE 0
#define TAB 4
#define NEXTTAB (TAB-(x%TAB))
#define LASTTAB (((wwd-1)/TAB)*TAB)
#define PREVTAB (((x-1)%TAB)+1)
#define curr(x,y) (bfptr+(y)*wwd+(x))
#define lineno(y) ((int)(bfptr-topptr)/wwd+(y))
extern int VSG;
int last_x, last_y;
static int wht;
static int wwd;
static int wsz;
static char *topptr;
static char *bfptr;
static char *lstptr;
static int lines;
static char *endptr;
static int blkbeg;
static int blkend;
static int inserting;
static WINDOW *wnd;
static int do_display_text =1;

/* ---------- local function prototypes ----------- */
void erase_buffer(int *x, int*y);
int lastword(int x, int y);
void last_char(int *x, int *y);
void test_para(int x, int y);
int traling_spaces(int);
int first_wordlen(int y);
void paraform(int x, int y);
int blankline(int line);
void delete_word(int x, int y);
void delete_line(int y);
void delete_block(void);
void copy_block(int y);
void move_block(int y);
void mvblock(int y, int moving);
void findlast(void);
void find_end(int *x, int *y);
void carrtn(int *x, int *y, int insert);
void backspace(int *x, int *y);
void fore_word(int *x, int *y, char *bf);
int spaceup(int *x, int *y, char **bf);
void back_word(int *x, int *y, char *bf);
int spacedn(int *x, int *y, char **bf);
void forward(int *x, int *y);
int downward(int *y);
void upward(int *y);
void display_text(void);
void disp_line(int y);
void insert_line(void);

/* ----- Process text entry for a window. ----- */
void text_editor(WINDOW *wnd1, char *bf, unsigned bsize)
{
char *b, *buff;
int depart = FALSE, i, c;
int x, y, svx, svlw, tx, tabctr = 0;

wnd = wnd1;
wht = HEIGHT-2;
wwd = WIDTH-2;
topptr = bfptr = bf;
lines = bsize / wwd;
endptr = bf + wwd * lines;
blkbeg = 0;
blkend = 0;
inserting = FALSE;
x = 0;
y = 0;
display_text();
/* --------- read in text from the keyboard ---------- */
findlast();
while (TRUE) {
last_x = COL + 1 + x;
last_y = ROW + 1 + y;
cursor(last_x, last_y);
buff = curr(x, y);
if (tabctr) {
--tabctr;
c = ' ';
}
else {
c = get_char();
clear_message();
}
switch (c) {
case '\r': carrtn(&x, &y, inserting);
break;
case DN: downward(&y);
break;
case PGUP: y = 0;
for (i = 0; i < wht; i++)
upward(&y);
break;
case PGDN: y = HEIGHT - 2;
for (i = 0; i < wht; i++)
downward(&y);
y = 0;
break;
case '\t': if (x + NEXTTAB < wwd) {
if (inserting)
tabctr = NEXTTAB;
else
x += NEXTTAB;
}
else
carrtn(&x, &y, inserting);
break;
case SHIFT_HT:
if (x < TAB ) {
upward(&y);
x = LASTTAB;
}
else
x -= PREVTAB;
break;
case CTRL_FWD:
fore_word(&x, &y, buff);
break;
case CTRL_BS:
back_word(&x, &y, buff);
break;
case CTRL_B:
y = wht - 1;
break;
case CTRL_T:
y = 0;
break;
case CTRL_HOME:
x = y = 0;
bfptr = topptr;
display_text();
break;
case HOME: x = 0;
break;
case CTRL_END:
find_end(&x, &y);
display_text();
break;
case END: last_char(&x, &y);
break;

case UP: upward(&y);
break;

case F2:
case ESC: depart = TRUE;
break;
case '\b':
case BS: if (curr(x, y) == topptr)

break;
backspace(&x, &y);
if (x == wwd - 1)
last_char(&x, &y);
if (c == BS)
break;
buff = curr(x, y);
case DEL: movmem(buff+1, buff, wwd-1-x);
*(buff+wwd-1-x) = ' ';
disp_line(y);
test_para(x+1, y);
break;
case ALT_D: delete_line(y);
break;
case INS: inserting ^= TRUE;
insert_line();
break;
case F3: erase_buffer(&x, &y);
break;
case F4: paraform(0, y);
break;
case F5: blkbeg = lineno(y) + 1;
if (blkbeg > blkend)
blkend = lines;
display_text();
break;
case F6: blkbeg = lineno(y) + 1;
if (blkbeg < blkend)
blkend = 1;
display_text();
break;
case F7: move_block(y);
break;
case F8: copy_block(y);
break;
case F9: delete_block();
break;
case F10: blkbeg = blkend = 0;
display_text();
break;
case FWD: forward(&x, &y);
break;
default: if (!isprint(c))
break;
if (curr(x, y) == endptr-1 ||
(lineno(y)+1 >= lines && inserting
&& *curr(wwd-2, y) != ' ')) {
error_message(" End of Buffer ");
break;
}
if (inserting) {
buff = curr(x, y);
movmem(buff, buff + 1, wwd-1-x);
}
buff = curr(x, y);
if (buff < endptr) {
if (buff >= lstptr)
lstptr = buff + 1;
*buff = c;
disp_line(y);
}
buff = curr(wwd-1, y);
if (endptr && *buff != ' ') {
for (b = buff+1; b < endptr; b++)
if (*b==' ' && *(b + 1)==' ')
break;
movmem(buff+1, buff+2, b-buff-1);
*(buff+1) = ' ';
svx = x;
svlw = lastword(x, y);
x = wwd-1;
if (*(buff-1) != ' ')
back_word(&x, &y, buff);
tx = x;
carrtn(&x, &y, TRUE);
if (svlw)
x = svx-tx;
else {
x = svx;
--y;
}
}
forward(&x, &y);
break;
}
if (depart)
break;
}
inserting = FALSE;
insert_line();
}

/* -------- erase the buffer ---------------- */
static void erase_buffer(int *x, int *y)
{
int c = 0;
WINDOW *sur;

sur = establish_window(28, 11, 4, 24);
set_colors(sur, ALL, RED, YELLOW, BRIGHT);
display_window(sur);
wprintf(sur, " Erase text window\n Are you sure? (y/n)");
while (c != 'y' && c != 'n') {
c = get_char();
c = tolower(c);
if (c == 'y') {
lstptr = bfptr =topptr;
*x = *y = 0;
setmem(bfptr, lines * wwd, ' ');
blkbeg = blkend = 0;
display_text();
}
}
delete_window(sur);
}
/* ----- see if a word is the last word on the line ------ */
static int lastword(int x, int y)
{
char *bf = curr(x, y);

while (x++ < wwd-1)
if (*bf++ == ' ')
return 0;
return 1;

}
/* str 188 */
/* --- go to last displayable character on the line --- */
static void last_char(int *x, int *y)
{
char *bf;

*x = wwd-1;
bf = curr(0, *y);
while(*x && *(bf + *x) == ' ')
--(*x);
if (*x && *x < wwd-1)
(*x)++;
}

/* ----- test to see if paragraph should be reformed ----- */
static void test_para(int x, int y)
{
int ts, fw;

if(!scroll_lock() && y < lines) {
ts= trailing_spaces(y);
fw = fierst_wordlen(y+1);
if (fw && ts > fw)
paraform(x, y);
}
}

/* ---- count the trailing spaces on a line ----- */
static int trailing_spaces(int y)
{
int x = wwd-1 ,ct = 0;
char *bf=curr(0, y);

while (x >= 0) {
if (*(bf + x) != ' ')
break;
--x;
ct++;
}
return ct;
}

/* ----- count the length of the first word on a line --- */
static int fiest_wordlen(int y)
{
int ct = 0, x = 0;
char *bf = curr(0, y);

while (x < wwd-1 && *(bf+x) == ' ')
x++;
while (x+ct < wwd-1 && *(bf+x+ct) == ' ')
ct++;
return ct;
}

/*----------------- form a paragraph -------------------- */
static void paraform(int x, int y)
{
char *cp1, *cp2, *cpend, *svcp;

int x1;

if (blankline(lineno(y)+1))
return;
if (!blkbeg) {
blkbeg = blkend = lineno(y)+1;
blkend++;
while(blkend < lines) {
if (blankline(blkend))
break;
blkend++;
}
--blkend;
}
if(lineno(y) != blkend-1 )
x=0;
x1=x;
cp1=cp2=topptr + (blkend-1) * wwd + x;
cpend = topptr + blkend * wwd;
while(cp2 < cpend){
while(*cp2 == ' ' && cp2 < cpend)
cp2++;

if(cp2 == cpend)
break;
/* at a word */
while(*cp2 != ' ' && cp2 < cpend) {
if(x1 >= wwd-1) {
/* wrap the word */
svcp = cp1 + (wwd - 1);
while(*--cp1 != ' ') {
*cp1 = ' ';
--cp2;
}
x1 = 0;
blkbeg++;
cp1 = svcp;
}
*cp1++ = *cp2++;
x1++;
}
if(cp2 < cpend) {
*cp1++ = ' ';
x1++;
}
}
while(cp1 < cpend)
*cp1++ = ' ';
blkbeg++;
if(blkbeg <= blkend)
delete_block();
blkbeg =blkend =0;
display_text();
findlast();
}

/* ------------ test for a blank line ---------------- */
static int blankline(int line)
{
char *cp;
int x;

cp = topptr + (line-1) * wwd;
for(x=0; x < wwd; x++)
if(*(cp+x) != ' ')
break;
return(x == wwd );
}

/*------------ delete a word ------------------------ */
static void delete_word(int x, int y)
{
int wct = 0;
char *cp1, *cp2;

cp1= cp2= curr(x, y);
if(*cp2 == ' ')
while(*cp2 == ' ' && x+wct < wwd) {
wct++;
cp2++;
}
else {
while(*cp2 != ' ' && x+wct < wwd) {
wct++;
cp2++;
}
while(*cp2 == ' ' && x+wct < wwd) {
wct++;
cp2++;
}
}
movmem(cp2, cp1, wwd-x-wct);
setmem(cp1+wwd-x-wct, wct, ' ');
dispay_text();
findlast();
}

/*------------------ delete a line -----------------*/
static void delete_line(int y)
{
char *cp1, *cp2;
int len;

cp1=bfptr + y + wwd;
cp2=cp1 + wwd;
if(cp1<lstptr) {
len=endptr - cp2;
movmem(cp2, cp1, len);
lstptr -= wwd;
setmem(endptr-wwd, wwd,' ');
display_text();
}
}

/*---------- delete a block --------------------*/
static void delete_block()
{
char *cp1, *cp2;
int len;

if(!blkbeg || !blkend) {
putchar(BELL);
return;
}
cp1=topptr + blkend * wwd;
cp2=topptr + (blkend-1) * wwd;
len=endptr - cp1;
movmem(cp2, cp1, len);
setmem(cp2+len, endptr-(cp2+len), ' ');
blkbeg = blkend = 0;
lstptr-=(cp1 - cp2);
display_text();
}

/*----------- move and copy text blocks --------------*/
static void mvblock(int y , int moving)
{
char *cp1, *cp2, *hd;
int len;
if(!blkbeg || ! blkend) {
putchar(BELL);
return;
}
if(lineno(y) > blkbeg-1 && lineno(y) <= blkend-1) {
error_message("Can't move/copy a blok into itself");
return;
}
len=(blkend - blkbeg + 1) * wwd;
if((hd=malloc(len)) == 0)
return;
cp1 = topptr + (blkbeg + 1) * wwd;
movmem(cp1, hd, len);
cp2 = topptr + lineno(y) * wwd;
if (moving) {
if(lineno(y) > blkbeg-1)
cp2 -= len;
do_display_text =0;
delete_block();
do_display_text =1;
}
if(cp2+len <= endptr) {
movemem(cp2, cp2 + len, endptr - cp2 - len);
movemem(hd, cp2, len);
}
free(hd);
blkbeg = blkend = 0 ;
display_text();
}

/*------------ copy a block -----------------------*/
static void copy_block(int y)
{
mvblock(y, FALSE);
findlast();
}

/*------------------- move a block -----------------*/
static void move_block(int y)
{
mvblock(y, TRUE);
}

/*-------- find the last caracter in the buffer -------*/
static void findlast()
{
register char *lp = endptr - 1;
register char *tp = topptr;

while(lp > tp && (*lp == ' ' || *lp == '\0')) {
if (*lp == '\0')
*lp = ' ';
--lp;
}
if(*lp != ' ')
lp++;
lstptr = lp;
}

/*------- go to end of the data in the buffer ---------*/
static void find_end(int *x, int *y)
{
int ct;

bfptr = lstptr;
ct = (lstptr - topptr) % wsz;
bfptr -= ct;
if (bfptr + wsz > endptr)
bfptr = endptr - wsz;
*x = 0;
*y = (ct / wwd);
downward(y);
}

/*---------------------carriage return ----------------*/
static void carrtn(int *x, int *y, int insert)
{
int insct;
char *cp, *nl;
int ctl = 2;

cp = curr(*x, *y);
nl = cp + ((cp - topptr) % wwd);
if (lineno(*y)+2 < lines)
if (insert && nl < endptr) {
insct = wwd - *x;
while (ctl--) {
if (endptr > cp + insct) {
movemem(cp, cp+insct, endptr-insct-cp);
setmem(cp, insct, ' ');
}
else if(ctl == 1)
setmem(cp, endptr - cp, ' ');
cp += insct * 2;
insct= *x;
}
}
*x = 0;
downward(y);
if (insert) {
testpara(*x, *y);
display_text();
}
if (lineno(*y)+2 < lines)
if (insert)
if ((lstptr + wwd) <= endptr)
if(lstptr > curr(*x, *y))
lstptr += wwd;
}
/* ------- move the buffer offset back one position ------ */
static void backspase(int *x, int *y)
{
if (*x == 0) {
*x = wwd - 1;
upward(y);
}
else
--(*x);
}
/* ------- move the buffer offset forward one word ------ */
static void fore_word(int *x, int *y, char *bf)
{
while (*bf != ' ') {
if (spaceup(x, y, &bf) == 0)
return;
if (*x == 0)
break;
}
while (*bf == ' ')
if (spaceup(x, y, &bf) == 0)
return;
}
static int spaceup(int *x, int *y, char **bf)
{
if (*bf == lstptr)
return 0;

(*bf)++;
forward(x, y);
return 1;
}
/* ------- move the buffer offset backrward one word ------ */
static void back_word(int *x, int *y, char *bf)
{
spacedn(x, y, &bf);
while (*bf == ' ')
if (spacedn(x, y, &bf) == 0)
return;
while (*bf != ' ') {
if (*x == 0)
return;
if (spacedn(x, y, &bf) == 0)
return;
}
spaceup(x, y, &bf);
return;
}
static int spacedn(int *x, int *y, char **bf)
{
if (*bf == topptr)
return 0;
--(*bf);
backspace(x, y);
return 1;
}
/* ------- move the buffer offset forward one position ------ */
static void backspace(int *x, int *y)
{
if (*x == 0) {
*x = wwd - 1;
upward(y);
}
else
--(*x);
}
/* ---------------------------------------------------------------- */
static void forward(int *x, int *y)
{
int ww = wwd;

(*x)++;
if (*x == ww) {
downward(y);
*x = 0;
}
}
/* ------- move the buffer offset down one position ------ */
static int downward(int *y)
{
if (*y < wht - 1) {
(*y)++;
return 1;
}
else if ((bfptr + wsz) < endptr) {
bfptr += wwd;
scroll(wnd, UP);
disp_line(wht-1);
return 1;
}
return 0;
}
/* --------- move the buffer offset up one position ------ */
static void upward(int *y)
{
if (*y) /* !!!!!!!!!!! */
--(*y);
else if ((topptr + wwd) <= bfptr) {
bfptr -= wwd;
scroll(wnd, DN);
disp_line(0);
}
}
/* ---- display all the lines in a window ------ */
static void display_text()
{
int y = 0;

if (do_display_text)
while (y < wht)
disp_line(y++);
}
/* ---------- Display a line -------- */
static void disp_line(int y)
{
int x = 0, atr = WNORMAL;

if (blkbeg || blkend)
if (lineno(y) >= blkbeg-1)
if (lineno(y) <= blkend-1)
atr = WACCENT;

while (x < wwd) {
displine(wnd, x+1, y+1, *(bfptr+y * wwd+x), atr);
x++;
}
}

/*--------- set insert /exchange cursor shape -----------*/
static void insert_line()
{
set_cursor_type(inserting ? 0x0106 : 0x0607);
}

Описание программы: editor.c

Программа editor.c содержит ряд операторов #define, которые управляют установкой позиции табуляции в окне редактора. Значение глобальной переменной ТАВ определено равным 4, что устанавливает позицию табуляции в четыре любых символа. Остальные глобальные переменные - NEXTAB, LASTTAB и PREVTAB - являются макровыражениями, позволяющими улучшить удобочитаемость текста программы в целом. Макрос curr возвращает указатель на символ в буфере редактирования в зависимости от значения его координат в окне, задаваемых аргументами X и Y. Макрос lineno возвращает номер строки в буфере, который соответствует относительному номеру строки в окне редактора, задаваемого значением аргумента y.

Некоторые переменные, объявленные как external, являются вычисляемыми и предназначены прежде всего для сокращения числа вычислительных операций в тексте программы, что делает листинг более удобочитаемым. Переменная wht принимает значение высоты максимально возможной области в окне, отводимой под текст; при вычислении значения wht делается коррекция на наличие символов рамки окна. Переменная wwd принимает значение ширины максимально возможной области, отводимой под текст, с учетом наличия символов рамки окна. Переменная wsz содержит размер области окна, отводимой под текст. Переменная lines содержит количество строк текста, которые могут быть сохранены в текстовом буфере. Параметр endptr является указателем на позицию последнего символа в буфере плюс единица. Значение lstptr - указатель на последний, отличный от пробела, символ, хранящийся в буфере. Значение topptr является указателем на первый символ, хранящийся в буфере. Указатель bfptr используется при листании текста постранично или скроллинга текста; он всегда указывает на символ в буфере текста, который в данный момент отображается в левом верхнем углу окна.

Функция text_editor вызывается в случае, если пользователю понадобилось вводить или модифицировать текст в буфере. После инициализации функции происходит вычисление соответствующих значений переменных, и курсор устанавливается в начальную позицию с координатами (0,0). При вводе пользователем символов с клавиатуры автоматически осуществляется проверка ввода на наличие прерываний от функциональных клавиш и управляющих сигналов. При нажатии пользователем клавиши <ВВОД> автоматически вызывается функция carrtn. Нажатие клавиши управления курсором <Стрелка вниз> приведет к вызову функции downward. Нажатие клавиш <Страница вверх> и <Страница вниз> приведут к вызову функций upward или downward соответственно для обработки отображенных в окне строк текста. Клавиши <TАВ> и <SHIFT/TAB>) вызовут изменение значения текущей координаты X курсора, переместив последний в следующую или предыдущую позицию табуляции. Клавиши <Ctrl/стрелка вправо> приведут к вызову функций fore_word или back_word соответственно. <Ctrl/В> приведет к изменению координаты у курсора, позиционировав его в нижней части экрана. <Ctrl/Т> позиционирует курсор в верхней части экрана, изменяя значение его координаты Y. <Ctrl/Home> приведет к перемещению курсора в точку с координатами (0,0) (изменив соответственно значения координатных аргументов курсора X и Y), переопределит значение bfptr на адрес начала буфера и вызовет функцию display_text для выдачи новой информации на экран из буфера. Клавиша <Курсор в начало экрана> (<Home>) обнуляет координату курсора X. <Ctrl/END>) использует функцию find_end для поиска последнего символа в буфере и выдачи текста на экран. <END> использует функцию find_end для позиционирования курсора (и изменения его координаты X) в конце текущей строки текста. <Up arrow> вызовет функцию upward. Нажатие <F2> или <ESC> сигнализирует о завершении ввода текста. <Left arrow> и <Backspace>) приводят к перемещению курсора на одну позицию влево, вызывая для этого функцию backspace. Клавиша <Забой> (<Backspace>) в этом случае не генерирует в программе кода, соответствующего клавише <DEL>, которая уничтожает символ в позиции курсора, обращаясь для этого к функции movmem. <ALT/D> приводит к вызову delete_line. <Ctrl/D> вызывает функцию delete _word. Клавиша <INS> переключает флаг inserting и вызывает функцию insert_line для изменения формы курсора. <F3> вызывает erase_buffer. <F4> вызывает paraform. Клавиши <F5> и <F6> устанавливают значения переменных blkbeg и blkend для текущей строки текста. Эти же клавиши приводят к обращению к функции display_text для отображения блока текста в инверсном режиме. Клавиши <F7>, <F8> и <F9> приводят к вызову функций move_ block, copy_block и delete_block соответственно. Клавиша <F10> обнуляет значения переменных blkbeg и blkend и вызывает функцию display_text. Нажатие клавиши <Стрелка вправо> (<Right arrow>) приводит к вызову функции forward. Если вводимый пользователем символ отличается от рассмотренных выше и является одним из отображаемых символов кода ASCII, то он копируется в буфер. При этом вначале анализируется ситуация на переполнение буфера в результате ввода символа (ввод символа может привести впоследствии к выходу за пределы буфера точно так же, как и вставка символа в режиме ВСТАВКА может привести к потере последнего символа результата операции). Затем, если включен режим ВСТАВКА, текущая строка сдвигается на один символ вправо, после чего символ записывается в буфер. Если в результате добавления символа в буфер был внесен последний символ, то указатель lstptr соответственно корректируется, и текущая строка отображается на экране дисплея. Далее функция анализирует состояние "конец слова". Если последний символ строки отличен от пробела, то очередное слово считается завершенным. Функция сканирует буфер с начала до конца (от младшего адреса по возрастанию адресов) до тех пор, пока не достигнет конца буфера или не обнаружит двух следующих подряд пробелов. Затем она сдвигает текст на одну позицию вправо, начиная со следующей строки относительно строки текста, в которой обнаружен факт завершения слова. Таким образом, эта процедура создает промежуток между завершенным (законченным) словом и текстом следующей строки. Функция lastword вызывается для анализа нового символа, если он является символом, вводимым в последнее слово, или если факт завершения очередного слова явился результатом вставки в предыдущее слово строки. Эта проверка осуществляется программой в случае изменения местоположения курсора после обнаружения конца слова. Результат такой проверки запоминается в переменной svlw. Координата X принимает значение конца строки текста. Если символ, предшествующий последнему символу, отличен от пробела, то для позиционирования курсора в начале следующего слова (и изменения координаты X) используется функция back_word. Функция carrtn вызывается для логической вставки новой строки в текущей X-позиции. (На самом деле физической вставки строки непосредственно в буфер не происходит в силу того, что буфер представляет собой обычный двумерный массив прямоугольной формы.

Поэтому осуществляется лишь сдвиг текста и освобождение внутри него пространства). Курсор позиционируется на символе, следующим за символом, непосредственно добавленным в буфер. Функция forward вызывается, не обращая внимания даже на факт окончания слова, для коррекции координаты X.

Функция erase_buffer открывает окно и запрашивает у пользователя разрешение на выполнение команды очистки (erase). По соглашению пользователя функция очищает буфер и переопределяет значения всех переменных и указателей.

Функция lastword проводит анализ координаты X расположения курсора в последнем слове строки, определяемой координатой Y.

Функция last_char переопределяет координату Y расположения курсора, присваивая ей значение на единицу больше, чем позиция расположения последнего отображаемого символа в строке.

Функция test_para вызывается в случае необходимости переформатирования параграфа для проверки возможности его выполнения. Переключатель клавиатуры <Scroll Lock> должен находиться в выключенном состоянии (off), и число завершающих пробелов текущей строки текста должно быть больше длины первого слова следующей строки текста. Если это условие выполняется, функция test_para вызывает функцию paraform, которая позволяет переформатировать параграф.

Функция trailing_spaces осуществляет подсчет завершающих пробелов строки текста.

Функция first_woldlen подсчитывает длину первого слова следующей строки текста.

Функция paraform осуществляет переформатирование параграфа, если, естественно, предварительно параграф был отделен от остального текста двумя пустыми строками. Функция paraform вызывается в результате нажатия пользователем клавиши <F4> или в результате работы функции test_para, осуществляющей автоматическое принятие решения о возможности переформатирования параграфа. Во всех этих случаях, если предварительно переменные blkbeg и blkend не получили соответствующих значений для блока текста, включающего текущий параграф, функция устанавливает соответствующие значения этих переменных. Значение переменной blkbeg устанавливается равным текущей строке текста. Функция просматривает текст вперед, начиная с текущей строки, на предмет наличия двух пустых строк (строк, целиком состоящих из пробелов) или достижения конца буфера, устанавливая при этом значение переменной blkend.

Переформатирование параграфа функция начинает со сканирования текста после предшествующих параграфу лидирующих пробелов. Если она обнаружила непустое слово, то сразу же начинается процесс копирования этого слова в начало буфера. Если обнаружен пробел, то функция логически уничтожает этот пробел. В процессе копирования слова функция анализирует ситуацию на предмет завершения строки текста, затем возвращается в начало копируемого слова, вставляет пробелы в буфер и продолжает работу далее. В связи с этим возможно логическое сжатие области, занимаемой группой слов, путем удаления избыточных пробелов. В результате работы функции могут быть образованы одна или более пустых строк, для удаления которых используется функция delete_block.

Функция blank_line используется в том случае, если специфицированная строка целиком состоит из пробелов для анализа строки.

Функция delete_word уничтожает слово в буфере. Если текущее значение координаты месторасположения курсора X соответствует пробелу, то функция уничтожает пробел, предшествующий следующему слову; таким образом, функция уничтожает слово, начиная с позиции, специфицированной кординатой X, но после пробела, стоящего за предшествующим словом, до начала следующего слова.

Функция delete_line уничтожает строку текста с последующим сдвигом всего текста. Вначале функция вычисляет адрес первого символа текущей и следующей строки. Затем функция определяет объем текста, который должен быть сдвинут, как расстояние от следующей (за уничтоженной) строки до конца буфера текста. После перечисленных действий осуществляется сдвижка текста, и переменная lstptr принимает новое значение. Буфер заполняется до конца избыточными пробелами.

Функция delete_block реботает точно так же, как и функция delete_line, однако оперирует с блоком текста, который содержит более одной строки текста.

Функция mvblock используется для перемещения и копирования блока текста. Вначале происходит размещение в памяти буфера для хранения текста, и блок текста помещается в этот буфер. Если операция перемещения блока текста предпочтительнее, чем его копирование, то вызывается функция уничтожения блока текста delete_block() в буфере редактора. Текст в буфере редактора смещается вправо, начиная с текущей строки, освобождая место для блока текста, который будет перемещен сюда или скопирован на это место. Текст из промежуточного буфера перемещается на освобожденное после сдвижки текста пространство. Промежуточный буфер удаляется из памяти и восстанавливается изображение окна после обращения к функции display_text.

Функции copy_block и move_block вызываются для копирования и перемещения блока текста соответственно. Эти функции используют mvblock для выполнения возложенных на них операций.

Функция findlast организует поиск последнего значащего символа в буфере и устанавливает указатель lstptr на следующую за ним позицию.

Функция carrtn отслеживает ситуацию возврата каретки при окончании строки текста внутри буфера редактора вслед за движением курсора пользователя. Она вычисляет адрес первого символа следующей строки текста по текущей позиции символа, в которой позиционирован курсор. Если включен режим "Вставка символа", функция должна обеспечить "раздвигание" строки текста, которое достигается смещением текста, находящегося в буфере редактора, вправо, начиная с позиции, в которой расположен курсор, к концу текущей строки и заполнения образовавшихся пустот избыточными пробелами. Новая строка подвергается точно такому же сдвигу и заполнению пробелами до минимальной ее длины после операции вставки.

Функция downward используется для отслеживания изменения координат следующей (возможно, новой) строки текста и, если включен режим "Вставка", для переопределения значения указателя lstptr.

Большинство функций, к которым осуществляется обращение, используют прямо или косвенно координаты позиции расположения курсора. Такими функциями являются find_end, backspace, fore_word, spaceup, back_word, spacedn, forward, downward и upward.

Пример: Использование редактора

Листинги 9.2, 9.3 и 9.4 демонстрируют пример использования оконного редактора текстов в диалоговой программе.

Листинг 9.2 содержит текст программы note.c, которая является главной функцией, обращающейся к функции notepad.c, исходный текст которой приведен в листинге 9.3. Функция notepad.c выделена в отдельный файл в связи с тем, что она используется в примерах меню (Глава 10) и при описании резидентных утилит (Глава 12).

Листинг 9.4 содержит пример make-файла Турбо Си, в соответствии с которым строится пример использования оконного редактора.

Функция notepad.c обрабатывает файл, имя которого определено в массиве, описанном как external. В данном примере этот массив определен в note.c, и имя файла указано как note.pad. Если такой файл уже существует на момент запуска примера, то notepad.c считывает его в буфер редактора.

Notepad.c устанавливает окно, заключает его в рамку, присваивает окну название, назначает цвета для окна и отображает его на экране дисплея. Затем notepad.c вызывает функцию оконного редактора text_editor. По завершении работы функции text_editor notepad.c уничтожает окно и сохраняет строки текста в буфере, в который был записан последний нужный текст. Затем notepad.c записывает содержимое буфера в файл (note.pad).

Листинг 9.2. note.c

/* ------ note.c ---------*/

#include "twindow.h"

void notepad(void);
char notefile [] = "note.pad";

main()
{
load_help("tcprogs.hlp");
notepad();
}

Листинг 9.3: notepad.c

/* ----------------- notepad.c -----------------*/

#include <stdio.h>
#include <mem.h>
#include "twindow.h"

#define LWID 60
#define WHT 10
#define PADHT 20

char bf [PADHT] [LWID];
extern char notefile[];

void notepad()
{
WINDOW *wnd;
FILE *fp, *fopen();
int i, ctr = 0;

set_help("notepad ",0,0);
setmem(bf, sizeof bf, ' ');
if ((fp = fopen(notefile, "rt")) != NULL) {
while (fread(bf [ctr], LWID, 1, fp))
ctr++;
fclose(fp);
}
wnd = establish_window
((80-(LWID+2))/2, (25-(WHT+2))/2, WHT+2, LWID+2);
set_border(wnd, 3);
set_title(wnd, " Note Pad ");
set_colors(wnd, ALL, BLUE, AQUA, BRIGHT);
set_colors(wnd, ACCENT, WHITE, BLACK, DIM);
display_window(wnd);
text_editor(wnd, bf[0], (unsigned) LWID * PADHT);
delete_window(wnd);
ctr = PADHT;


while (--ctr) {
for (i = 0; i < LWID; i++)
if( bf [ctr] [i] != ' ')
break;
if (i < LWID)
break;
}
fp = fopen(notefile, "w");
for (i = 0; i < ctr+1; i++)
fwrite(bf[i], LWID, 1, fp);
fclose(fp);
}

Листинг 9.4 note.prj

note
notepad(twindow.h)
editor(twindow.h, keys.h)
thelp(twindow.h, keys.h)
twindow(twindow.h, keys.h)
ibmpc.obj

Для выполнения примера введите команду

C > note

При первом запуске примера файл note.pad будет пустым. После того, как вы введете с помощью редактора какую-либо информацию, при выходе из редактора по клавише <ESC> или <F2> данные будут запомнены в файле note.pad для дальнейшего использования. Естественно, что если вы запомнили текст, то при следующем выполнении программы он будет вам отображаться в окне редактора.

При вводе текста и его дальнейшей обработке используйте перечень команд, отображенный на рисунке 9.1. Нажав клавишу <F1>, вы можете получить перечень этих команд на экране своего дисплея.

Резюме

Итак, мы рассмотрели еще одну дополнительную возможность, которая может быть добавлена в список библиотеки поддержки оконной технологии. Таким образом, изученное вами на настоящий момент программное обеспечение может использоваться как функциональное средство поддержки специализированных задач, ориентированных на использование оконной технологии. Программное обеспечение позволяет организовать диалоговую help-поддержку, шаблоны ввода данных, а также использовать оконный текстовый редактор. Следующей дополнительной возможностью, которая может вами с успехом применяться, является иерархическая система меню, используемых в окне. Эта система меню включает в себя скользящее меню-строку и систему появляющихся меню типа "pop-down" (этот тип меню еще называют "всплывающим", так как его появление на экране очень напоминает эффект всплытия из "глубины" дисплея) для выбора и выполнения различных функций прикладной программой, в которой система меню используется.


Опрос

Конкурсы
Реклама

 

Web дизайн: Бурлаков Михаил    

Web программирование: Бурлаков Михаил

Используются технологии uCoz