Мир программирования

 


Найти: на:


Меню
Партнеры
Счетчики
Реклама

Складываем кубики
Планирование


Что бы вы ни затевали, будь то домашняя страничка, развлекательный или коммерческий сервер, начинать надо с принципиального плана. Подумайте что и, главное, ради чего вы хотите запустить новый проект? Даже если ваша цель характеризуется фразой "чтобы было…", то она все равно определяет средства, которые вам потребуются, вернее, которые вы будете применять для ее достижения. Мне не раз приходилось давать консультации новичкам, которые хотели бы сделать свой сайт, но не знали с чего начать, и первое, что я у них спрашивал - это то, какие цели человек ставит перед собой; что именно и кому он хочет сказать или доказать. Парадоксально, но люди чаще всего не могут дать вразумительного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Чаще всего можно услышать отговорки наподобие: "шеф сказал", или "хочется", или "это модно", однако конкретная цель остается за пределами разговора.

Но важность цели невозможно переоценить. Именно она определяет все (да-да, именно все) дальнейшие ваши шаги, начиная с выбора инструментов и исполнителей и заканчивая бюджетом и маркетинговыми методами, которые вы будет применять. Поэтому первым делом нужно сесть, положить перед собой белый лист бумаги и написать на нем вдумчивое и развернутое обоснование того, для чего вы хотите запускать новый проект, какие у вас есть цели и почему они актуальны (хотя бы и для вас одного). Кстати, если вы работаете в команде, то изложение плана на бумаге имеет колоссальное значение для полноценной работы вашей команды. Кто и как поймет то, что вы сумбурно или с недоговорками объясните на словах - неизвестно, а бумага - это четко изложенная инструкция.

Теперь, когда вы изложили на бумаге свои цели, подумайте, а стоит ли вообще воплощать их? Очень часто наши "великие" идеи будучи изложенными на бумаге превращаются в весьма жалкое зрелище (вообще бумага - строгий судья). Может быть, имеет смысл подождать, когда у вас появиться что-нибудь более интересное в плане идей, а не реализовывать заведомо обреченные проекты?

Но, допустим, вы все же пришли к выводу, что ваши цели хороши (иначе зачем бы вам читать дальше?), но рано еще спешить к компьютеру, надо решить еще кое-какие вопросы. В частности, необходимо определить набор средств, с помощью которых вы будете добиваться поставленной цели. Например, вы решили создать сайт о вашем новорожденном ребенке с целью, чтобы все ваши родственники (которых очень много), а также знакомые (которых еще больше) могли с нетерпением следить за взрослением ребенка в режиме онлайн (при этом их желание следить за ростом вашего малыша роли пока не играет). Что вам для этого необходимо? Конечно, в первую очередь, это фотографии - много, много фотографий, разбитых на группы по месяцам и годам: вот первая улыбка, первый раз ребенок сел, вот первый шаг и т.д. Во-вторых, это описание - дневник жизни вашего малыша от рождения и до текущего момента, ну и, в-третьих, вам нужно место, где вы могли бы оперативно отвечать на вопросы и принимать поздравления.

Или, например, вы художник и хотите устроить выставку-продажу своих произведений. В этом случае вам потребуются фотокопии ваших картин, желательно специально снятые для вашей галереи, книга для отзывов и предложений, а также некий специальный механизм для приема и оплаты заказов. Не исключено, что вы захотите поместить на сайте свои мысли по поводу некоторых картин: когда и как они были написаны, какое настроение владело вами, когда вы писали ту или иную картину и прочая и прочая.

Или, например, рассмотрим очень оригинальный и интересный сайт "Варенье в массы", посвященный приготовлению и поеданию варенья. Что же необходио разместить на нем? Конечно, это огромное количество рецептов варенья и советы ведущих кулинаров к ним, различные рекомендации по сбору, покупке, выбору и заготовлению ягод (или из чего еще варится варенье), условия их предварительной подготовки, и что делать, если ягоды оказались непригодными. Кроме того, уместными будут забавные истории, связанные с вареньем, фотографии супер-поедателей и отзывы о них, очерки о различных методах поедания варенья. И, наконец, доска приглашений на дегустации в специальные клубы (дисконт прилагается), а также чат для всех желающих приобщиться к теме в живом общении.

Вариантов может быть бесчисленное множество, и для каждого из них будет свой собственный список необходимых компонентов. Постарайтесь учесть и те составляющие вашего сайта, которые появятся позднее, в процессе его развития. Так, например, на сайте "Варенье в массы" со временем может быть организована прямая трансляция через Интернет чемпионата мира по поеданию варенья, следовательно, создателям сайта желательно предусмотреть и такой вариант развития событий, чтобы потом не пришлось в срочном порядке перекраивать весь макет.

Теперь у вас есть список необходимых компонентов, которые будут составлять основное информационное наполнение вашего сайта (content). Этот список охватывает все, что должно присутствовать на вашем сайте, следовательно, именно этот список вы будете держать в голове при дальнейшей работе над проектом (дублирование списка на бумаге никоим образом не отменяется).

Следующее, что вам предстоит сделать - это подготовить структуру сайта, которая в дальнейшем определит не только систему навигации, но и возможности по расширению. Что такое структура? Это логическое построение разделов, их совместное расположение и взаимосвязь на сайте. Вернемся к нашему замечательному примеру - сайту "Варенье в массы". Здесь у нас представлено несколько разных направлений:

  1. Рецепты приготовления варенья;
  2. Советы по приготовлению варенья;
  3. Забавные истории о варенье;
  4. Рекомендации по поеданию варенья;
  5. Советы по приготовлению варенья;
  6. Очерки о способах поедания варенья;
  7. Рекомендации по сбору ягод;
  8. Доска приглашений на дегустации;
  9. Чат.

Итак, у нас есть восемь видов информационного наполнения, которые необходимо сгруппировать по нескольким разделам. Казалось бы, вполне естественно сделать два раздела: приготовление и поедание варенья, но этого явно недостаточно. Куда, например, поместить забавные истории о варенье, а также доску приглашений на дегустации (безусловно, дегустации - это раздел "поедание", но они предназначены для определения лучшего рецепта, то есть - раздел "приготовление"). Возможно, впоследствии вы захотите организовать массивы информации, такие как: "История варенья" или "Лечебные свойства варенья", которые при разбиении сайта на два больших раздела помещать также некуда. Следовательно, нужно организовать, как минимум, четыре больших раздела:

  1. Приготовление варенья;
  2. Поедание варенья;
  3. О варенье;
  4. Живое общение;

На самом деле, можно организовать и линейную структуру, но у нас в наличии восемь массивов, тогда как объем воспринимаемой человеком информации, как доказано физиологами, 5-7 предметов единовременно. Таким образом, при задании линейного массива информации в данном случае вы будете вносить дезорганизующие элементы в сознание (а следовательно, в восприятие) пользователя. Поэтому, постоянно помня о возможностях расширения, мы организуем на сайте "Варенье в Массы" четыре больших раздела, в которые и оформляем все наши массивы информации. А вот, линейная структура подходит очень хорошо для небольших объемов тексто-графической информации.

Итак, теперь у нас есть структура сайта "Варенье в массы":

Примерная схема рассматриваемого сайта _Варенье в массы_. Т-титульная страница, Рх-титульные страницы разделов, Мх-массивы самостоятельных контентных страниц.

Обратите внимание, что М 1… 8 - это массивы контентных страниц, а титульная страница (Т) и титульные страницы разделов (Р 1… 4) - это одиночные страницы. Если сравнить нашу схему с привычной каждому печатной книгой, то Т - это титульный лист, Р1-Р4 - шмутцтитулы, а М1-М8 - это собственно сами сотни страниц с текстом. Однако если в массивах 1-8 слишком много текстовых страниц, то они могут потребовать дополнительной рубрикации, то есть дополнительных промежуточных страниц (например, массив рецептов может содержать несколько сотен страниц, и пользователь будет испытывать неудобства, если для поиска нужного ему придется перебирать все варианты). Применительно к рассматриваемому нами массиву рецептов это может выглядеть следующим образом:

Схема сайта _Варенье в Массы_ при наличии подразделов (обрезанная)
Где Пр 1 - титульная страница подраздела.

Получившаяся структура даст вам не только прозрачное понимание сайта для всех, кто над ним работает, но впоследствии и основу навигации (о ней будет рассказано в следующих лекциях). Фактически, вам осталось натянуть на получившийся каркас непосредственно сами механизмы навигации и система перемещения по сайту уже готова.

Все, что у вас получилось надо записать на бумаге и отложить в сторону для раздумий, а через пару дней вернуться к своим запискам и подумать: ничего ли вы не упустили? Возможно, имеет смысл оставлять на полях заметки о смысле тех или иных разделов, которые вы предусмотрели на сайте, потому что через пару недель, когда вы приступите к наполнению сайта информацией, рабочие названия ваших разделов могут потерять для вас смысл и вы запутаетесь. Вообще, надо сказать, что на память лучше не полагаться, поскольку дел очень много и все важные, а память - вещь ненадежная, поэтому все, что можно записать, лучше записать.

Ну, что же, поставьте закладку, а завтра мы с вами перейдем к следующей лекции.


Опрос

Конкурсы
Реклама

 

Web дизайн: Бурлаков Михаил    

Web программирование: Бурлаков Михаил

Используются технологии uCoz