|
Складываем
кубики
Выбор хостинга и доменного имени
Теперь у вас есть более или менее готовый
сайт, но он совершенно бесполезен до тех пор, пока его единственная
копия лежит у вас на компьютере. Следовательно, необходимо разместить
его в Сети, причем таким образом, чтобы он был доступен для просмотра
посетителям. Для этого существуют хостинг-провайдеры, то есть кампании,
предоставляющие услуги по размещению сайтов в Интернете. Они предоставят
вам некоторый объем дискового пространства на сервере, непосредственно
доступном из Сети по TCP/IP протоколу, а также некоторый пакет дополнительных
сервисов. Теперь, если вы правильно скопируете файлы своего сайта на
выделенную вам область диска сервера, то сайт станет доступным для посетителей.
На данный момент существует фантастическое
количество предложений хостинга, способных удовлетворить любые потребности:
от самых скромных до наиболее сложных. Вы можете более не подгонять
свои потребности и задумки под возможности сервиса, как это было всего
пару-тройку лет назад, а наоборот, выбирать хостинг по уже сложившемуся
сайту так, чтобы он оптимально соответствовал текущим потребностям.
И, как вы понимаете, именно поэтому я затрагиваю тему выбора хостинга
только сейчас, когда ваш сайт уже готов. Кроме того, вы платите за услуги
провайдера помесячно, поэтому, если вы купите хостинг перед началом
строительства, то вам придется платить и за время простоя, когда сайт
еще не открыт, а сервис уже активирован.
Существует два основных вида хостинга:
платный и бесплатный. В первом случае вы оплачиваете помесячно фиксированную
арендную плату за пакет услуг (плюс вам может выставляться счет за превышение
лимита трафика, однако на первых порах об этом можно не беспокоиться).
Во втором же случае вы получаете услуги хостинга бесплатно, но на страницах
вашего сайта демонстрируется реклама хостинг-комании. Вариантов бесплатного
хостинга сейчас не меньше, чем платного, более того, можно найти такие
варианты, стоимость которых при покупке у платного хостинг-провайдера
достигала бы 100 $ в месяц и более. Таким образом, выбор того или иного
варианта основывается не на пакете предоставляемых услуг, а на задачах
сайта и его бюджете - именно они будут определять целесообразность использования
того или иного сервиса.
Так, например, не имеет смысла размещать
домашнюю страницу или небольшой персональный проект на платном хостинге,
поскольку, финансовой отдачи вы все равно, скорее всего, не получите,
и созданием бренда вам тоже заниматься не нужно. С другой стороны, сайт
коммерческой фирмы, на который жалко отдать 20-30 $ в месяц, выглядит,
по меньшей мере, несолидно. Бесплатный хостинг, как показывает практика,
обычно работает медленнее приличного платного, то есть ваши посетители
будут вынуждены дольше ожидать окончания загрузки страницы, что не добавит
им энтузиазма в изучении вашего ресурса. Кроме того, бесплатный хостинг
неудобен, если над проектом работает много людей, поскольку обычно не
позволяет получить несколько почтовых ящиков от одного домена, не имеет
раздельного доступа к FTP и Telnet. Кроме того, на бесплатном хостинге
сложно организовать автоматизированные системы - базы данных, самообновляющиеся
каталоги и пр., хотя последнее время стали появляться бесплатные системы,
в пакет которых входят и такие услуги (например, Агава). Кроме того,
далеко не все бесплатные хостинг-провайдеры согласятся бесплатно же
поддерживать ваше собственное доменное имя, если вдруг вы захотите его
приобрести.
Поговорим подробнее, кстати, о доменном
имени. Доменное имя - это (в общем случае) то сочетание букв и цифр,
которое набирается в адресной строке браузера для доступа к сайту. Есть
также возможность доступа к сайту по IP адресу (например, 212.42.142.11),
однако запомнить десять произвольных цифр чрезвычайно сложно, поэтому
была разработана система имен. Доменное имя бывает разных порядков,
начиная с первого. Домены первого уровня закрепляются за конкретными
странами: Россия - ru, Англия - uk и т.д., есть также несколько доменов
первого уровня - mil, org, net, com, gov, edu, предназначенные для специфических
организаций, таких, например, как правительство или министерство обороны
США. Домены второго уровня (yandex.ru) образуются от доменов первого
и могут быть проданы частным лицам соответствующими государственными
структурами. Домены третьего уровня (http://antyad.virtualave.net) и
более глубокие домены (обычно используются в образовательных и государственных
учреждениях) обычно можно получить бесплатно в придачу к какому-либо
сервису (например, к бесплатному хостингу) или в обмен на небольшой
объем рекламы (на этом специализируется da.ru). Сайт может быть также
расположен и в директории на каком-либо домене, тогда его имя выглядит
следующим образом: www.halyava.ru/luchiaen - так выглядел адрес моего
первого сайта на "халяве".
Собственное доменное имя второго уровня
означает для ваших посетителей, что вы серьезно относитесь к вашему
проекту и готовы вкладывать в него собственные деньги. Такое имя лучше
запоминается, чем невразумительная мешанина букв и директорий на доменах
третьего уровня, кроме того, сайт с собственным доменным именем второго
порядка охотнее регистрируют в каталогах и рейтингах, он вызывает больше
доверия у покупателей (если это магазин) и рекламодателей. Поэтому вам
имеет смысл покупать доменное имя, если вы представляете любого вида
коммерческий или официальный проект, а также, если ваш проект предназначен
для широкой аудитории и способен ее собрать. Для всех остальных проектов
достаточным будет завести домен третьего уровня или даже директорию
на каком-либо сервере.
Если вы решили купить для своего сайта
домен, то у вас появилась еще одна проблема - выбор этого доменного
имени. Как вы понимаете, в Интернете существует несколько миллионов
сайтов, имеющих собственное доменное имя, следовательно, все, или почти
все, "хорошие" имена (простые, запоминающиеся слова, короткие сочетания
букв, броские названия) уже заняты. Таким образом, придется немного
попотеть, чтобы выбрать себе имя так, чтобы оно легко запоминалось,
хорошо читалось и имело что-либо общее с представляемой вами тематикой
или названием вашей фирмы. Домен второго уровня желательно выбирать
в той зоне, с населением которой вы собираетесь работать. То есть, если
вы ориентируетесь на англоязычную аудиторию, то лучше подбирать имя
в зоне com, если на русскоязычную, то - в зоне ru и т.д. Естественно,
что никто не обязывает вас поступать именно так, но регистрация в нужной
зоне немного облегчит вам последующее продвижение и позиционирование
сайта. Есть также несколько национальных зон небольших стран, которые
представляют интерес из-за интересного сочетания букв: tv, co, to, hm,
at и другие. Например, национальный домен Тувалу - tv был куплен "на
корню" некоей хостинговой компанией, которая теперь просит за регистрацию
с любой телекомпании по несколько тысяч долларов за домен (при их средней
стоимости 30-50 долларов в год). Таким образом, если вы не найдете себе
подходящего имени в национальной зоне, то поищите среди открытых зон
типа to или hm.
Зарегистрировать домен вы можете на специально
существующих для этого серверах при помощи кредитной карты (в зоне ru
регистрация производится через Интернет, а оплата - в офисе Росниирос
или банковским переводом). Есть специализированные узлы, предлагающие
регистрацию имени в нескольких различных зонах (например, сервис Registr.com
предлагает выбор более чем из 30 зон). Список регистраторов вы найдете
в конце лекции.
Вернемся к выбору хостинга. Сначала, наверное,
нужно определить ваши потребности. Во-первых, дисковое пространство:
посмотрите объем директории, в которой находится ваш сайт на диске,
умножьте на три и округлите в большую сторону - у вас получиться от
10 до 30 мегабайт (действительно, практика показывает, что 25 mb хватает
для большинства новых проектов "за глаза"). Во-вторых, вам потребуется
поддержка SSI и собственных CGI скриптов, ну и, конечно, ftp. В-третьих,
определитесь: потребуется ли вам поддержка почтовых ящиков, доменного
имени, баз данных и telnet-доступа. Перепишите все ваши требования на
бумажку и отправляйтесь по сайтам хостинговых компаний сравнивать условия.
Большое значение при выборе хостинга играет
скорость соединения сервера и стоимость трафика. Трафик - это объем
пересылаемой с сервера (нисходящий трафик) или на сервер (восходящий
трафик) информации. Провайдер может ограничивать восходящий или нисходящий
трафик (а, бывает, что и тот и другой) или требовать от вас какой-либо
доплаты при превышении заранее установленного лимита. Для сайтов, отдающих
большой трафик (например, для архивов, или для собраний программ, также
для картинных галерей и т.д.), это условие может быть очень и очень
печальным, так как при превышении трафика цены становятся совсем недобрыми,
так что порой можно больше выложить за незапланированный трафик, нежели
стоит весь стандартный пакет. Трафик и ширина канала (то есть, качество
соединения) - это палка о двух концах: либо у вас бесплатный трафик,
но тогда, скорее всего, качество канала оставляет желать лучшего, либо
у вас хороший канал, но тогда и большой трафик вылетит вам в копеечку.
Если вы выбрали для себя платный хостинг
Опыт показывает, что российские хостинг-провайдеры
обычно несколько дороже зарубежных, но с ними легче иметь дело (на родном-то
языке) и удобнее расплачиваться (особенно, если вы находитесь в Москве
или Питере). Что же касается скорости связи, то лучшей скоростью в Рунете
обладают Аха и Демос, но хостинг у последнего очень дорогой. Если же
ваш сайт нацелен не на Рунет (или не только Рунет), то имеет смысл подумать
об американском хостинге - в этой ситуации он будет более подходящим
выбором. Некоторые наиболее, на мой взгляд, удачные хостеры перечислены
в конце лекции.
Если вы выбрали бесплатный хостинг
Прежде чем выбрать бесплатный хостинг,
подумайте еще раз, поскольку он почти всегда менее надежен, удобен и
обладает меньшими возможностями, чем платный сервис. Вас никто не будет
предупреждать об изменении условий хостинга, возможном переносе сервера
или переустановке программного обеспечения, увольнении опытного администратора,
и прочая, и прочая. Что же касается предложений, то у вас есть широкий
выбор, в основном, среди зарубежных провайдеров, хотя есть и несколько
очень хороших предложений от российских фирм. Из всего многообразия
предложений бесплатного хостинга можно выделить несколько наиболее часто
встречающихся вариантов.
- 1. Предложение для новичков. Характерные признаки:
мало места, web-интерфейс для загрузки новых файлов, много рекламы,
плохая связь, никаких скриптов, но много разнообразных сервисов,
начиная с гостевых книг и заканчивая настраиваемыми чатами. Яркие
примеры: Geosities.com,
Chat.ru, Халява,
Tripod.com, Народ
Яндекса, Boom
- 2. Хостинг для некоммерческих проектов или коммерческих
проектов мелких фирм. Характерные признаки: 10-30 mb места,
мало рекламы, поддержка SSI, CGI, FTP и пр., иногда, наличие IMAP
почты. Всегда есть возможность расширения, но уже за деньги. Цель
подобного сервиса - предоставление качественного хостинга начинающим
с тем, чтобы они по мере расширения переходили на платный вариант.
Яркие примеры: Virtualave.net,
WebJamp.com.
- 3. Исчерпывающее предложение для крупных некоммерческих
проектов. Характерные признаки: много или неограниченное место,
поддержка SSI, CGI, FTP, Unix Shell, при необходимости регистрация
доменного имени, доступ к лог-файлам сервера, умеренное количество
рекламы, возможности расширения отсутствуют или малы. Яркие примеры:
BizLand.com, Holm.ru
После выбора и регистрации хостинга вы
получите логин и пароль для доступа в выделенную вам область диска.
Теперь вам нужно загрузить в нее файлы. Для этого вам понадобится ftp-клиент.
Я рекомендую взять CuteFtp или FarManager, первый из них, по моему,
удобнее, зато второй - бесплатен для жителей России. Инсталлировав ftp-клиент,
откройте в нем директорию у себя на машине и соответствующую директорию
на сервере хостинг провайдера и просто перепишите все файлы сайта на
сервер (естественно должна быть активирована связь с Интернетом) в том
порядке и с теми поддиректориями, которые вы сделали при разработке
узла на своем компьютере. Обратите внимание, что все публичные файлы
(html и shtml) складываются не в корневую директорию предоставленного
вам пространства, а в специальную поддиректорию, которая обычно называется
public_html или www. В любом случае, перед загрузкой файлов ознакомьтесь
с документацией, которую всегда можно найти на сайте хостера.
Скажу немного о структуре вашего аккаунта
(то есть, выделенной вам области диска сервера): там будет одна или
несколько директорий. Одна из них - это www или public_html, - в ней
хранятся все файлы, которые доступны с помощью браузера. Другая директория
- CGI или cgi-bin может содержаться рядом с директорией www или внутри
директории public_html - в ней храните CGI-программы и вспомогательный
файлы к ним. Кроме того, могут быть директории содержащие лог-файлы,
файлы обработки статистики, отдельные директории для баз данных, - все
они недоступны пользователю прямым набором в строке браузера. Однако,
на данном этапе вас интересуют только директория для html файлов и картинок,
то есть www или public_html (как именно она будет называться - зависит
от настроек сервера). Обратите внимание на наличие и единственность
индекса (файл index - головная страница вашего сайта). Дело в том, что
большинство хостинг-провайдеров выкладывают в вашу директорию какой-либо
стандартный индекс-файл (например, "домашняя страница Васи" или "сайт
находится в процессе создания" и т.д.), - этот файл вы должны либо заместить
своим, если он имеет то же расширение, либо просто стереть, если расширения
отличаются. Убедитесь, что старого индекса не осталось, и в директории
лежит только один файл с названием index - тот, который вы сами написали.
В итоге всех ваших действий на сервере
в вашем аккаунте должна получиться точно такая же структура каталогов
и подкаталогов, что и на вашей локальной машине. Некоторое разнообразие
будут вносить файлы контроля доступа и служебной информации (например
".httaccess") - они все обычно начинаются с точки.
Некоторые особенности работы с ftp
- 1. ftp-протокол подразумевает два варианта передачи
данных между серверами - побитно и посимвольно. Естественно, что
изображения, а также архивы и компилированные программы должны передаваться
побитно, иначе на выходе вы будете иметь все шансы получить полную
абракадабру. С другой стороны, тексты лучше передавать посимвольно
(это и быстрее), то есть все ваши страницы, а также служебные файлы,
SSI-включения и др. предпочтительно отправлять именно как тексты.
- 2. Если у вас хороший ftp-клиент, то он позволит
вам "заливать" на сервер директории целиком вместе с файлами, что,
несомненно, очень удобно. Однако задавая программе большой кусок
работы, убедитесь, что порядок отправления файлов соответствует
сортировке их на панели, так как, в противном случае, при обрыве
связи вам придется долго искать, что же не скопировалось. Теоретически,
вы можете закачать архивированный файл, а потом попросить администратора
файла его распаковать. Возможность эта только теоретическая, потому
что на бесплатном хостинге вам никто таких услуг оказывать не будет,
а на платном стоит договориться об этом предварительно. Такая возможность
актуальна для сайтов больших объемов, тогда вы можете просто приехать
в офис хостинг-провайдера с носителем. Например, если ваш сайт содержит
очень много изображений и "весит" несколько сотен мегабайт. Конечно,
если вы привезете CD с сайтом, то вам его закачают без лишних разговоров
(тем более, что и цена хостинга на несколько сотен мегабайт отнюдь
не маленькая), что будет намного быстрее и экономичнее, чем через
ftp.
- 3. CuteFtp версии 3.2 и ниже не умеет удалять директории,
если в них есть другие поддиректории или какие-либо файлы. Поэтому
старайтесь не создавать сложных структур в качестве эксперимента
- вы устанете их удалять.
- 4. В тоже время, CuteFtp 3.0 поддерживает закладки,
которые очень удобны, если вам нужно добраться до директории 3-4
вложения от корня. Пользуйтесь этими закладками (меню @@), тем более,
что это очень просто. Учтите, что при открывании каждой директории
ftp-клиенту необходимо отправить запрос на листинг, получить его,
обработать, послать подтверждение и т.д., - в целом, очень неторопливое
занятие.
- 5. Некоторые сервера, особенно бесплатные не "держат"
команду NOOP (продление соединения). В этом случае, у вас есть всего
120 секунд на раздумья, - если за это время вы ничего не сделали,
канал закрывается. Это, конечно, очень неудобно, особенно, если
вы в последний момент вспоминаете, что "надо собрать еще файлы оттуда,
затем отсюда и, напоследок, оттуда"…Состояние связи вы увидите по
ответам сервера, которые ftp-клиент выводит в одном из своих окон:
-
NOOP
421 Time Out
Следовательно, связь разорвана, вам придется "перелогиниваться".
или
NOOP
NOOP successful
Следовательно, ваш сервер нужную команду поддерживает и у вас есть
очень большой запас времени.
-
6. Внимательно читайте договор с
провайдером! Особенно, если он бесплатный. Например, многие из них
ограничивают размеры файлов на сервере и при превышении установленного
лимита (обычно 200-400 килобайт) файл просто удаляется роботом.
Это делается для борьбы с пиратством, а также для уменьшения трафика,
так что не удивляйтесь, если однажды утром часть ваших файлов не
обнаружиться. Может быть ограничен объем почты, содержание сайта,
трафик, объем базы данных, может быть ограничена деятельность скриптов,
чтобы спасти процессор сервера, - в общем, этих мелочей - миллион,
и знать их лучше до того, как вы начнете работать с провайдером.
|
|