|
|||||||||||||||||||
|
Веб-сайт. Планирование и реализация
Фаза 1: Стратегическое планирование. Определение Обьема работы.Концепция: Административные задачи: Многие приступают к работе над новым сайтом с выбора цветов, шрифтов, технологий и т.п. Тогда как логичнее начать с анализа проекта, планирования предстоящей работы и поиска ответов на ряд важных вопросов, касающихся будущего сайта. Время, потраченное на сбор и обработку нужной информации, окупится с лихвой, помогая избежать потери денег и энергии в дальнейшем... 1. Вы получили деловое предложение. В первую очередь постарайтесь узнать как можно больше о вашем заказчике, о его фирме; сферу бизнеса, в котором он работает, и занимаемую в ней нишу. 2. Получите у него ответы на следующие
вопросы: 3. Узнайте, кто является конкурентом заказчика. Как выглядят их Интернет ресурсы. Очень важно, чтобы сайт клиента не подражал другим, а представлял уникальный и последовательный в себе имидж. Составьте документ с подробным описанием того, что вы знаете о данной индустрии в Интернете. Сделайте выводы - что работает и что не работает для схожей группы пользователей на других сайтах. Что бы вы могли использовать на сайте заказчика, и что пользовать не стоит. 4. Когда вы утвердите профиль будущего посетителя (см. вопросы выше), составьте список возможных требований (например, основной группой пользователей будет молодежь, которая дозванивается в Интернет через слабый модем и терпеть не может ждать загрузки страницы дольше, чем 30 сек.) и пожеланий (они хотели бы иметь возможность обмениваться мнениями на доске или болтать в чате) различных посетительских групп. 5. Следующие, решите вопросы по функциональности
ресурса. 6. Технические спецификации будут служить основой всех скриптов, css, графики, html, java и других технических элементов сайта. Определите, какое програмное обеспечение потребуется пользователям для просмотра ресурса, а также общий технический подход к разработке и поддержке сайта. Хотелось бы знать резолюцию монитора посетителя, скорость их модема, сколько памяти в его системе, количество воспроизводимых цветов, какие плагинсы (програмные модули) имеют и т.д. Подобную информацию можно найти в уже существующей у заказчика базе данных пользователей, из интервью, опросов клиентов заказчика, или обычных логических предположений. 7. Вы должны договориться с заказчиком о бюджете проекта, сроках исполнения (если важно) и расписании. Одновременно стоит подумать над тем, какие специалисты вам понадобятся. Возможно, вас не затруднит создать небольшой сайт своими силами, но для серьезного проекта лучше воспользоваться знаниями и опытом професcионалов. Успех Веб-ресурса покоится на равновесии между достижением желаемых результатов и затраченных в процессе средств. Не стоит пытаться прыгнуть выше головы; потеря времени и денег - результат суперожиданий и нереальных запросов. При планировании, в первую очередь, стоит принимать во внимание нужды будущих посетителей, а не последние достижения технологии и эгоцентричный энтузиазм разработчиков. Мы не создаем сайты для себя, мы создаем их для наших посетителей. Фаза 2: Тактическое планирование. Разработка структуры.
Имея на руках результаты опросов заказчика и профили будующих посетителей, пришло время шевелить мозгами в поисках идей, которые помогут веб-сайту достичь поставленных перед ним задач. Первый ваш шаг - набросок "карты сайта". Это графическая диаграмма, показывающая путь продвижения посетителя по сайту. Ваша карта должна включать в себя каждую его страницу и то, в какой зависимости они находится относительно других страниц и материалов. Очень важно получить "добро" заказчика на "карту", и отметить любые изменения в стуктуре, такие как удаление или добавление страниц, что может повлиять на бюджет проекта. Планирование контекста происходит в тесном сотрудничестве
с заказчиком. Возможно у него уже есть готовые материалы, другие должны
быть модифицированы, переписаны или созданы с нуля. Необходимо четко
разграничить обязанности между вами. Кто будет ответственен за что?
Если заказчик поставляет весь материал, составте ему расписание. Передача
текстов вечно занимает больше врмени, чем мы расчитываем и часто именно
заказчик виновен в растягивании сроков проекта. Тактическую сторону технических спецификаций можно отразить
в коротком документе, определяющим подход и используемые технологии
при кодировании страниц и визуальной разметке. Затем вы должны определиться с навигацией. Как будет посетитель продвигаться по сайту? Какая связь существует между страницами, куда можно попасть от куда и т.д. Для большинства проектов нет нужды придумывать новые невигационные схемы. Учитесь на сайтах, которые вам нравятся больше всего: проще - лучше. Подгоните существующую удачную модель под нужды своего проекта и используйте ее. Людям необходима возможность легко передвигаться по сайту, только и всего. Фаза 3: Дизайн Интерфейса.
Вы изучили своего заказчика, представляете
содержание каждой будующей страницы и вовсю идет работа над текстами.
Самое время заняться интерфейсом.
Начните с самой важной страницы, работайте над ней до тех пор, пока у вас не будет как минимум 15 набросков различных вариантов, из которых 5 можно развить дальше. Когда страничка начнет дымиться, поработайте над другими. Продолжайте искать идеи, рисовать и думать. Попробуйте поэксперементировать с различными эффектами: real audio/vidio, динамическое html, необычное использование тегов и т.д. Пусть ваш альбом наполнится зарисовками для входного экрана, навигационных элементов, ключевой графики и второстепенных, украшающих элементов. Используйте коллаж. Проанимируйте частицу большого изображения. Поиграйте со шрифтами, слоями, текстурами, эмоциями. Как только вы найдете удачную тему, проработайте ее как можно глубже, потом отложите в сторону и примитесь за новую. Вообразите себя пользователем и попробуйте смотреть на окружающий мир, Интернет его глазами. Походите по сайтам, где он может бывать, полистайте его журналы, пообщайтесь с его возможным окружением... Используйте графический редактор. Очень удобно скопировать окно броузера (F13 или Print Scrn, далее Ctrl+double click в окне графического редактора, затем Ctrl+V в новый файл) в Фотошоп или Иллюстратор и накладывать слои композиции прямо на него. Выбирите 3 законченных варианта: ваш любимый, несколько эстравагантный и консервативный, который вы уверены понравится заказчику. Создайте для них прототипы, которые он сможет посмотреть и одобрить. Прототип - черновой вариант слинкованных между собой основных страниц сайта. Не обязательно писать код для этих страниц, вы прекрасно можете обойтись image-maps. Порежте страницы на части и пролинкуйте графику между собой. Не тратьте время на ее оптимизацию, и обьясните заказчику, что она немного потеряет в качестве при дальнейшей обработке. Задача прототипов - хорошо смотреться в окне браузера и понравится заказчику. Фаза 4: Програмирование.
После того как вы разработали дизайн и сверстали модели основных страниц, можно приниматься за техническую работу - HTML кодирование, CGI формы, датабазы и прочее програмирование. Несколько советов: 1. Когда над сайтом работают несколько человек, обязательно стоит договорится об общей логической системе наименований. Если каждый будет скидывать свои творения куда захочется, это будет существенно затруднять поик коллегам, и в конце все равно приведет к переименованию. 2. Рассортируйте ваши графические файлы по классам в зависимости от их размера. Старайтесь держать колличество таких классов минимальным. Например: заголовки, подзаголовки, "ноготки", полная графика и т.д. Графические размеры от 1 до 5. 3. Подберите оптимальную палитру для графики в одном отдельно взятом классе и используйте ее на всех файлах данного класса. Работая над большим сайтом удобно использoвать DeBabelizer (http://www.equilibrium.com), сценарии которого позволяют очень быстро и точно процессить большое кол-во файлов. Так же, он, в отличие от Photoshop (http://www.adobe.com), не сдвигает цвета "безопасной веб-палитры" в сторону при оптимизации. 4. Используйте <!-- коментарии --> в своем коде, оставляя пояснения для программистов и создателей текстов. 5. Используйте абсолютно схожий код на различных страницах, для облегчения глобального поиска и изменений. 6. Если на странице очень много текста и других материалов, удалите все "возвраты коретки" и коменты из кода, что существенно снизит размер файла. 7. Потратьте время на изучение тех программ, с которыми работаете, ваша продуктивность резко повысится. Следите за выходом новых версий и обновляйте свои инструменты регулярно. 8. Делайте копии (Back up?) того, что сделали каждый день по окончанию работы. 9. Проверяйте свою работу на разных броузерах и основных ОС. Поменяйте настройки в броузерах выставив большие или маленькие размеры шрифтов, изменив цветовые настройки, откройте все манюшки и бары которые имеются. 10. Проверяйте: 11. Тестируйте, тестируйте и еще раз тестируйте. Подключайте как можно больше людей к этому процессу. Для заказчика это отличная возможность "поучаствовать" в проекте. Если есть возможность проверить на будующих посетителях, не упускайте ее. Внимательно следите как люди со свежим взглядом на сайт реагируют на вашу навигацию и систему наименований. Не пытайтесь помочь им "найти" что-либо, но попросите комментировать каждый шаг. Например куда они ожидают попасть при клике на ту или иную кнопку? Часто бывает очень удобно распечатать весь сайт на бумаге и проверять стилистические и грамматические ошибки таким образом. Фаза 5: Публикация и Маркетинг.Публикация: Маркетинг:
Последние работы над сайтом могут включать следующее: При выборе имени домейна, старайтесь выбирать простые
и легко запоминающиеся слова. Следуйте следующим правилам: Скопируйте структуру сайта со своей машины на сервер заказчика и еще раз протестируйте каждую страничку в брaузере. Конфигурация чужого сервера может потребовать изменений в сценариях или расширениях файлов (htm вместо html). Убедитесь все работает так, как вы предполагали. Проведите хорошую рекламную компанию своему сайту. Я
не буду сейчас говорить о том, как это делается. Тема слишком объемна
для данной статьи. Почитайте материал на следующих сайтах: Если вы надеятесь на регулярных посетителей, стоит зараннее составить план обновления материалов. Если заказчик желает делать это сам, потратьте время и научите его управляться с сайтом. Дайте ему минимальные знания по работе с текстовым редактором и ftp программой. Постарайтесь автоматизировать его действия специальными сценариями. Оставте о себе хорошую память и заказчик будет рекламировать вас своим друзьям и знакомым, что может привести к новым заказам. В природе существуют заказчики, которые обставляют выход в свет нового сайта с подобающей событию помпой. Если это не про вашего, все равно отметьте завершение проекта со своей командой или друзьями. |
|
Web дизайн: Бурлаков Михаил
Web программирование: Бурлаков Михаил