Мир программирования

 


Найти: на:


Меню
Партнеры
Счетчики
Реклама

Складываем кубики
Все только начинается


Когда вы заканчиваете собственно создание сайта, то кажется, будто гора упала с плеч: заканчивается беготня, нервотрепка, лихорадочная деятельность и можно немного отдохнуть… не тут-то было! Ваша работа только начинается! Действительно, сайт нуждается в постоянной поддержке, развитии, его нужно продвигать, работать с аудиторией, подготавливать новые материалы и многое, многое другое. Конечно, сайт может оставаться статичной, необновляемой страницей более похожей на визитную карточку, чем на полноценный виртуальный ресурс. И, надо сказать, что подобных сайтов в сети немало, но скажите мне, кто придет на такой сайт во второй раз? Таким образом, если вы предпочитаете видеть свой сайт динамичным и развивающимся, то есть если вы хотите, чтобы ваш сайт был кому-либо интересен и полезен, то придется над ним постоянно работать.

Работа по поддержке сайта одновременно безобразно скучна и, в то же время, чрезвычайно интересна (впрочем, в любой работе можно найти обе эти составляющие). Можно поседеть от монотонной работы по выкладыванию новых материалов, особенно если они всегда однотипны, как и последовательность действий, которую надо совершить. По хорошему, надо, конечно, завести общую базу данных с двумя веб-интерфейсами, тогда обновление будет происходить заметно проще и быстрее. Очень не хочется (мне, по крайней мере, а я от природы очень ленивый человек) проводить рутинные маркетинговые акции, договариваться с хостинг-провайдером, и прочая, и прочая - этот процесс, на самом деле, тоже можно автоматизировать, особенно ту его часть, которая касается каталогов, поисковых машин и пр. И в то же время, вы получаете подлинное удовольствие от общения с живыми людьми, формирования и поддержки аудитории, работы на форумах, планирования и проведения масштабных акций. Так, например, для меня было очень ценным опытом проведение "живой" (офлайновой) конференции. К сожалению, необходимо проводить и те, и другие мероприятия, поскольку они одинаково важны для нормального функционирования и развития ресурса. Поэтому целью лекции будет показать методы, которые могут облегчить вам монотонные, рутинные операции по поддержке сайта.

Большая часть рутинной работы приходится на обработку и выкладку материалов. В этой операции, если она, конечно, не автоматизирована с самого начала, очень легко ошибиться, особенно, когда объем регулярно публикуемых материалов велик, и вы используете для верстки разные шаблоны в зависимости от раздела ресурса. Именно на этом этапе происходит большинство сбоев в работе мелких и средних узлов: неправильные ссылки. Непроставленные заголовки, оборванные таблицы, забытые вложения или рисунки и т.д. Поэтому необходимо если не автоматизировать, то хотя бы упорядочить процедуру прохождения материалов от бумаги до сайта.

Первым делом, займитесь шаблонами. Определите сколько и каких шаблонов вам нужно, то есть сколько у вас есть разных видов страниц и какие из них будут реально обновляться чаще раза год. Например, на сайте "Библиотеке Мастера" таких страниц семь: страница статей, страница архива "Альманаха Веб-мастера", страница оглавления, индексная страница, страница форума, страница информации из каталога рассылок, титульная страница каталога рассылок, однако регулярно обновляется только статьи, архив и рассылки. Таким образом, мне необходимо три аккуратных, детально выверенных шаблона, чтобы полностью "закрыть" мои еженедельные обновления - в такие готовые шаблоны мне достаточно просто "залить" материалы, и расставить гиперссылки внутри текста. То есть следует подготовить то количество шаблонов, которое вам может пригодиться при обновлении сайта и шаблоны эти тщательно вычистить, доведя до состояния, когда в них необходимо залить только сам материал - все остальное уже готово. Я уже упоминал о желательности создания шаблонов в одной из первых лекций, и сейчас еще раз напоминаю об этом: использование шаблонов для верстки новых материалов многократно сократит время на ежедневную поддержку ресурса.

Вторым мощным средством для упорядочивания рутинной работы являются уже описанные мною SSI и CSS. Все что можно, все, что не изменяется от страницы к странице, все это нужно запихнуть в отдельные, общие для всех страниц файлы и подгружать только через SSI инструкции. Помните только, что каждая страница должна иметь собственные мета-теги и теги заголовков (подробнее об этом можно прочесть в курсе "Маркетинг для малышей", который, я надеюсь, вы прочтете следом за настоящим). Старайтесь, чтобы непосредственно в самом шаблоне остались только те элементы, которые подлежат модификации и SSI-инструкции, подгружающие недостающие неизменные для всех страниц участки кода. CSS используется несколько реже, чем SSI, и совершенно напрасно, поскольку возможности таблиц стилей практически неограничены, о чем я уже писал. Имеет смысл описывать в таблицах даже те участки текстов, к которым вы не применяете никакого специально форматирования, чтобы потом была возможность это форматирование поменять, не прибегая к супермерам, таким, например, как переверстка всего сайта. Поскольку я такую переверстку несколько раз делал, должен сказать вам - очень неприятная штука. К слову сказать, несмотря ни на какие ухищрения, стоит себя заранее подготовить к тому, что все придется переверстать. Такое может случиться, если вы, например, захотите сменить весь дизайн.

Самой трудоемкой частью верстки является простановка ссылок. Причем, ссылок не только внешних, но и внутренних, соединяющих в единое целое страницы вашего сайта (надо честно признаться, что автоматическая установка ссылок визуальными редакторами при нахождении URL - хорошее подспорье). Представим себе, что вы собрали еще одну страницу сайта. Теперь к ней нужно поставить ссылку в новостях (ну, это просто), затем ссылку в оглавлении раздела (где-то оно лежит, но вот где?), ссылку в системе навигации (это хорошо, если навигация в SSI, а если нет?) и, наконец, перекрестные ссылки на смежных материалах сайта (а вот тут - легче повеситься). Итого получается от 2 до 5 ссылок, которые нужно поставить на каждую вновь публикуемую страницу. Что будет, если вам, представим, нужно выложить не одну-две страницы, а десять-двадцать? (собственно для этого и пишутся сложные, разветвленные базы данных, которые отслеживают появление нового материала и все остальное делают сами, не вовлекая в этот процесс оператора, однако написание баз данных точно выходит за пределы данного курса)

Если автоматизировать этот процесс невозможно, то его надо упорядочить. Первым делом, заведите бумажку и напишите на ней "Инструкцию по подготовке страниц текущих материалов для сайта такого-то" (дословно). Чем официальнее и четче вы будете выражаться в этой инструкции, тем меньше вероятность ошибки, поскольку сухие документы оставляют меньше простора для разгильдяйства. Эта же инструкция пригодится и вашим коллегам, если вы работаете над сайтом не в одиночестве. Технические аспекты часто относятся к той части проблем, которые "легче решить самому, чем объяснять", с помощью инструкций же вы легко покажете своему собеседнику, что и как ему предстоит сделать. Я знаю, как раздражают порой многочисленные идиотские планы и инструкции, но без них вы будете ошибаться чаще, несмотря на то, что все это разрабатывалось вами лично. Имея инструкцию перед глазами, вам не придется ни о чем вспоминать и ничего придумывать заново, - вот оно все тут рядом. Поверьте моему опыту: если нет строгого плана, то очень велик соблазн сделать "какое-нибудь улучшение".

Кроме добавления на сайт новых материалов вам также предстоит осуществлять маркетинговую поддержку вашего ресурса. Это сложная, вовсе не однородная работа, требующая большого напряжения внимания веб-мастера и издателя. Этой задаче полностью посвящен второй курс - "Маркетинг для малышей", который поможет разобраться вам в сложном и запутанном мире онлайн-маркетинга. Немаловажное значение в ежедневной поддержке сайта является его своевременность. Речь идет не о востребованности вашей темы аудиторией (то насколько представляемая вами тематика вообще может быть интересна), а о том насколько ваш информация актуальна для потенциальной аудитории. Таким образом, фактором, определяющим популярность вашего ресурса, будет не только тематика, но также полнота раскрытия темы на текущий момент. В то время как вопрос выбора темы и метода ее раскрытия относится, скорее, к планированию сайта, все вопросы связанные с постоянным пополнением ресурса новыми тематическими материалами ложатся на поддержку ресурса. То есть вы постоянно должны быть в курсе событий и, более того, сообщать посетителям со страниц сайта свежие и интересные новости пока они еще свежие и интересные. Также вы должны быть готовы ответить на любой вопрос, заданный вам посетителями сервера, поэтому раскрытие тематики, особенно информационной, требует от издателя постоянного самосовершенствования в выбранной области. В то же время, постоянное обновление сайта, наполнение его не только интересной, но и своевременной информацией - одна из основ для его успеха. Яркий пример -это бум, который переживают сейчас новостные издания. За неполный 99 год было открыто не менее дюжины информационных каналов, и все они пользуются немалой популярностью.

Не забывайте поздравлять свою аудиторию с наступающими праздниками и соответствующим образом подготавливайте к ним свой ресурс. Поместив на титульной (входной) странице ресурса несколько подходящих случаю картинок, вы создадите атмосферу праздника, что, безусловно, будет приятно вашим гостям. Хорошо, если вы сможете подобрать (или нарисовать) уникальные картинки, выполненные в едином стиле с вашим сайтом. Я даже рекомендую заказать вам несколько картинок, которые вы просто будете подставлять на сайте в нужные дни, по количеству праздников в году (последних не так уж и много, поэтому стоимость такой работы не будет слишком большой). Однако в Интернете существует немало бесплатных библиотек картинок, где вы всегда сможете найти для сайта достойное украшение. Кстати, такие праздничные поздравления-сюрпризы - достаточно распространенная практика, поэтому я просто рекомендую вам походить по крупным сайтам и посмотреть, как это сделано у них.

Вообще необходимо постоянно и внимательно следить за конъюнктурой: какие изменения происходят сейчас в Сети, какие тенденции сходят на нет, а какие преобладают, какие возникают и увядают модные течения. Так, например, в течение последнего года-полутора Рунет практически очистился от фреймов (если не считать Рамблера, то крупных сайтов с фреймовой версткой практически не осталось), зато оброс бесплатными почтовыми ящиками, баннерными сетями и дизайн-студиями. Подобные изменения происходят чрезвычайно быстро, поскольку Интернет развивается немыслимыми темпами, так что за ним не успевают никакие прогнозы. Один американский маркетолог высказался, что каждый год бизнеса в Интернете можно считать за семь лет в офлайне. Вопрос, который неизбежно рано или поздно встанет перед вами, - следовать ли моде или идти своим путем. При выборе того или иного решения следует учитывать, что большинство людей все же стремятся следовать моде, а следовательно, если ваш сайт рассчитан на широкую аудиторию с неизвестным составом, то моде следовать стоит. В конечном счете, для популярных сайтов следование моде - это вопрос прибылей.

Меняется не только мода. Постоянно и очень быстро увеличиваются возможности дизайнера вместе с расширением функций, как языка HTML, так и прикладных программ, используемых для просмотра содержимого сайтов. В свете этих постоянных изменений вам придется более или менее регулярно переделывать свой сайт, чтобы он был более модным, более функциональным и удобным для использования в данный текущий момент. Таким образом, в само понятие "поддержки сайта" необходимо заложить некоторые ресурсы на регулярное (раз в год-два) обновление (или даже полную переделку) дизайна сайта, включая и системы навигации, его структуру, взаимодействие частей сайта между собой, и прочая, и прочая. А может произойти и так, что ваш узел вырастет за отведенные ему рамки, и вам придется переделывать весь макет, чтобы учесть новые изменения и дополнения, которые произошли с момента первой верстки.

Федор Вирин


Опрос

Конкурсы
Реклама

 

Web дизайн: Бурлаков Михаил    

Web программирование: Бурлаков Михаил

Используются технологии uCoz