Мир программирования

 


Найти: на:


Меню
Партнеры
Счетчики
Реклама

Складываем кубики
Букет интерактивности


 
Интерактивность - способность человека активно влиять на содержимое, внешний вид и направленность просматриваемых им страниц сайта, возможность общаться с другими посетителями, свободно высказывая свое мнение и узнавая чужие.

Суть интерактивности в том, что сайт перестает быть статичным набором страниц и становиться живым, гибким организмом, плодом не только вашей работы, но и желаний вашей аудитории. Значение интерактивности сложно переоценить, поскольку она приближает Интернет к среде для обитания, отдаляя его от других масс-медиа, таких как телевидение, радио или пресса. Представьте себе: когда вы приходите в библиотеку, вы всегда можете спросить у библиотекаря любую интересующую вас информацию, он всегда посоветует вам интересную или полезную книжку. Понятно, что для телевидения этот принцип уже неприменим, слабое подобие - звонки в студию, не открывают тех интерактивных возможностей, которые существуют при живом человеческом общении, если же мы будем говорить о печатной продукции, то письма, которые идут неделями, никоим образом уже под интерактивность не подпадают. Более того, зайдя в библиотеку или магазин, вы можете задать вопрос не только библиотекарю (или, соответственно, продавцу), но и другим посетителям, то есть широта и скорость взаимодействия не идет ни в какое сравнение с любым неличностным общением.

В то же время, Интернет такие возможности предоставляет, и именно в этом суть интерактивности. Таким образом, интерактивность - это биение жизни на вашем сайте. Нужно ли оно для вашего проекта - решать, конечно, вам, но подумать над этим очень даже стоит. Давайте разберемся, когда интерактивные возможности Интернета действительно не нужны. На мой взгляд, единственная сфера, где можно обойтись статическими страницами - это электронные архивы, основной целью которых является ознакомление общественности (именно общественности, как безликой массы) с какими-либо документами: правовыми, информационными, публицистическими и др. И все. Во всех остальных случаях интерактивность должна играть существенную роль в структуре сайта, являясь одним из серьезнейших инструментов целедостижения.

Реально, интерактивность создается целым комплексом средств, часть из которых реализуется сложными программными механизмами, другие доступны даже новичкам. В этой лекции я буду рассматривать только самые простые методы создания интерактивного сайта, ввиду дороговизны и сложности реализации продвинутых механизмов. А одним из самых, наверное, распространенных методов реализации любой интерактивной задумки являются CGI-скрипты, о которых рассказывалось в прошлой лекции.

Интерактивность - это, в первую очередь, возможность высказаться, следовательно, такую возможность необходимо посетителю предоставить. Для этого существуют возвратные формы, адрес вашей электроной почты, ваш номер телефона (для коммерческого, торгового сайта телефон - необходимое условие), с помощью которых посетитель может высказать свое мнение о той или иной тематике на сайте, о его работе, о веб-мастере. С почтовым адресом и номером телефона все понятно, а возвратная форма - это тот же самый адрес электронной почты, которая позволяет написать письмо, не открывая почтовой программы и, более того, не имея собственного адреса электронной почты. Это очень удобно для тех, кто хочет написать анонимное письмо или для тех, кто держит адрес на бесплатном сервере, не имеющем POP3 соединения.

Если же посетитель желает высказаться публично, то для этого существует гостевая книга или форум, которые вы, без сомнения, регулярно встречаете в процессе своих путешествий по Интернету. Первые организуются сравнительно простыми CGI-скриптами, ссылки на архивы скриптов вы, не сомневаюсь, нашли в конце предыдущей лекции этого курса. Если вы не хотите возиться со скриптами, то существуют специальные сервисы, которые предоставят вам уже инсталлированные и настроенные скрипты в личное пользование за небольшой объем рекламы на страницах, создаваемых программой. В этом случае, вам достаточно будет просто поставить ссылку на скрипт, работающий на стороннем сервере. Небольшой список подобных сервисов вы найдете, как обычно, в конце лекции. Гостевые книги, по большей части, - это "книги для жалоб и предложений" на сервере, лично я их не люблю и ни на одном из своих сайтов не держу, предпочитая установить форум для общения и доску объявлений для рекламы и др. информации. Тем не менее, гостевые книги пользуются неизменной популярностью, поскольку обладают целым рядом очень удобных свойств. Во-первых, они чрезвычайно просты в установке и администрировании, во-вторых, записи посетителей не требуют ответа, что немаловажно, наконец, это просто сейчас модно.

В отличие от гостевых книг, форум - это сложная система обмена мнениями, требующая повышенного внимания своего создателя. Существуют программы форумов, которые поддерживают сразу несколько обсуждаемых тематик (то есть, фактически, несколько различных форумов), поиск по сообщениям, а также авторизацию пользователей. На мой взгляд, форум - это оптимальный механизм интерактивности для больших и средних информационных ресурсов, поскольку при небольшой нагрузке на издателя они позволяют создать посетителям настоящую среду для общения. Работа с форумом относиться более к маркетинговым акциям по созданию сообщества (community) вокруг сайта и описана в соответствующей лекции курса "Маркетинг для малышей". В рамках же этого курса нас более интересует техническая сторона вопроса.

Планируя использование форума на сайте с помощью собственного (то есть установленного на вашем, а не на стороннем сервере) скрипта, проверьте объем доступного вам дискового пространства. Теоретически, если вы выбирали хостинг в соответствии с моими рекомендациями, то вам должно хватить места на что угодно, включая слона, но проверка займет всего несколько секунд и не будет лишней. Скрипт для форума (так же как и для гостевой книги) не является ресурсоемкой программой - сам по себе он занимает всего несколько сотен (а то и десятков) килобайт, но при работе он создает файлы с текстами сообщений, которые будут занимать какое-то место. Если у вас не очень много посетителей, и на форуме появляется от силы пара десятков сообщений в неделю, то вам не стоит беспокоиться, однако при трафике в полсотни сообщений в день и более стоит подумать о том, где все эти сообщения будут храниться. Таким образом, для средних форумов требуется до 2-3 мегабайт свободного дискового пространства.

Следующий вариант интерактивного общения онлайн - это чат. Хорошее описание особенностей работы с чатом и его маркетинговое значение можно посмотреть в очень толковой статье на эту тему: "Что чат для трафика дает". С технической точки зрения, чат обычно организуется также с помощью CGI скрипта на собственном сервере или арендуется, как и предыдущие скрипты в специальных сервисах - их список вы также найдете в конце лекции. В отличие от форума, чат является куда более ресурсоемкой программой, поскольку объем сообщений в нем многократно выше. Стандартные рекомендации для чата включают 30-40 мегабайт дискового пространства и быстрый процессор на сервере, чтобы обрабатывать поток поступающих данных. Я также рекомендую обсудить с администратором вашего сервера возможность установки скрипта до того, как вы начнете его инсталлировать, потому что если ваш сервер не в состоянии потянуть чат, то вы убьете весь свой сайт, а также те сайты, которые расположены рядом с вами. С большой уверенностью можно говорить о том, что на бесплатном хостинге вы вряд ли сможете установить собственный чат, я лично не знаю ни одного бесплатного сервиса, который уверенно мог бы позволить такую нагрузку на центральный процессор сервера. С другой стороны, например, Zoom (один из крупнейших провайдеров бесплатного хостинга) предлагает чат, но только как сторонний сервис, то есть, сами вы его установить (а следовательно, и выбрать) не можете. В любом случае, прежде чем устраивать чат, нужно детально изучить проблемы его поддержки (а их немало), после чего уже решать - хотите ли вы с этим возиться.

Рассмотренные методы относятся к разряду "вовлекающих", и их основная задача - дать человеку пообщаться и выговориться. Совершенно по-другому работают механизмы персонализации. Зайдите на какой-либо крупный портал, например, Lycos, Infoseek или MSN - в каждом из них присутствует возможность настройки внешнего вида портала и предлагаемых им рубрик под ваши конкретные интересы. При этом портал сам будет "узнавать" приходящего пользователя и "подсовывать" ему именно его персонализированный вариант страницы. Персонализация используется не только порталами, но и крупными магазинами (например, магазином "Озон"), новостными сайтами, поисковыми машинами и пр. С помощью таких персонализированных страниц порталы удерживают пользователей: раз уж человек потратил время на создание страницы "под себя", то он будет этим пользоваться, поскольку не захочет тратить время на создание такой страницы на другом сайте. Персонализация, подгонка контента под конкретного пользователя - это большая и сложная тема, и если вам интересна дополнительная информация по этому поводу, то посмотрите некоторые ссылки в конце лекции.

Механизм создания персонализированного сайта достаточно сложен и дорог. В целом, нельзя сказать, что он подвластен начинающему веб-мастеру, поэтому я опишу основы его работы, не вдаваясь в подробности, просто, чтобы вы имели представление о теме. Сначала нужен механизм идентификации пользователя, для чего используется два CGI-скрипта: механизм "подсаживания" cookie (текстовый файл с информацией, который пересылается на машину пользователя, а в следующее посещение считывается, в результате чего сервер может определить компьютер, с которого его уже посещали) и скрипт для доступа пользователя на сайт по паролю. Следует сказать, что cookie, которыми пугают маленьких детей (хакеры!.. кредитные карты!.. утеря личной информации!..) - незаменимый инструмент веб-мастера. С помощью этих небольших текстовых собщений можно сделать жизнь посетителей намного приятнее. Поэтому не стоит пугаться страшного слова "cookie" - это всего лишь инструмент, который можно использовать очень по-разному. Эти два скрипта обеспечивают достаточно точное узнавание и идентификацию пользователей. Затем создается база данных (обычно она пишется на SQL), и в эту базу данных заносятся элементы, из которых будут собираться страницы, а также настройки зарегистрированных пользователей. После этого необходим скрипт для взаимодействия издателя базы данных, то есть скрипт для "закачки" новых данных со стороны издателя (back end). Вслед за ним нужен еще один скрипт для взаимодействия базы данных и пользователей, то есть, этот механизм должен обеспечивать запись новых данных в базе (например, если пользователь создает или изменяет свои настройки), считывание и передачу пользователю данных из базы, словом, скрипт должен формировать и передавать запросы между базой и пользователем. После этого нужно еще создать к последнему скрипту интерфейс, чтобы пользователь мог непосредственно в браузере и, желательно, визуально отобрать необходимые ему компоненты. Теперь все это необходимо инсталлировать на сервере и проверить работоспособность (та еще головная боль) и, voila!, пользователь может работать и настраиваться так, как ему заблагорассудится.

Как видите, даже поверхностное описание этого механизма не кажется очень простым, когда же дело доходит до реализации, то тут впору вешаться потихоньку. Реализация такого проекта - задача для солидного штата программистов, поэтому разработки подобных систем стоят тысячи долларов, да еще и не каждая студия возьмется за такой заказ. Существуют готовые компоненты, которые можно найти в уже упомянутых общедоступных архивах. Из таких компонентов можно при желании собрать работающую систему, но для этого желательно обладать приличной квалификацией или небольшим штатом хотя бы из двух программистов.

Возвращаясь к простейшим проявления интерактивности, должен упомянуть еще об одном моменте, который часто упускают из виду - о гиперссылках. Мгновенный доступ к любому связанному документу (несмотря на низкое качество соединения, время ожидания страницы, все же, заметно меньше времени ожидания заказанной в "Ленинке" книги) - это одна из основ Сети, зародыш ее интерактивных возможностей. Зачем я напоминаю об этом? Затем, что не нужно гиперссылками пренебрегать. Сайт не должен быть соединен в единое целое только лишь оглавлением. Не забывайте связывать между собой ключевые понятия внутри текстовых страниц с соответствующими описаниями на вашем или других сайтах, организуйте перекрестные ссылки на смежные материалы по страницам своего сайта, чтобы пользователю было легче в нем ориентироваться. Правда, не следует и усердствовать, поскольку сайт, каждое слово которого представляет ссылку на связанные материалы, читать совершенно невозможно.

И, напоследок, хочу напомнить, что интерактивность подразумевает обратную свяь между посетителями, самим сайтом и издателем. Следовательно, эту связь необходимо постоянно поддерживать, так как сама она не будет развиваться. И в этой поддержке вы (или специально нанятый вашей фирмой человек) должны быть самым активным участником, в частности, потому, что это в ваших же интересах.


Опрос

Конкурсы
Реклама

 

Web дизайн: Бурлаков Михаил    

Web программирование: Бурлаков Михаил

Используются технологии uCoz