|
Маркетинг
для малышей
Ссылки
Почти наверняка, вы видели на многих сайтах
такие разделы как "ссылки" или "мои друзья", или "другие ресурсы". Открыв
подобный раздел, вы найдете там список адресов сайтов с описаниями или
без оных. Зачем нужны эти страницы, какую роль они играют? Причин для
создания страницы ссылок несколько: от желания похвастаться до полного
бессилия сочинить что-либо путное, чтобы наполнить сайт. Но нас сейчас
интересуют только две из списка возможных причин, а именно: связывание
содержания с ресурсами близких тематик и популяризация собственного
сайта путем обмена ссылками. Рассмотрим пример.
Существует сайт, посвященный приготовлению
и употреблению варенья. На нем представлена обширная информация о вареньеедстве
и вареньеварстве, дано множество советов, рецептов, в том числе, и уникальных.
На сайте также присутствует раздел ссылок, где можно найти адреса артелей
по сбору ягод, и агентств по закупке готового варенья. Здесь также есть
адреса сертификационных комиссий, ярмарок и конкурсов на лучшего вареньееда,
- все это может быть полезно, как начинающему, так и опытному вареньееду
или вареньевару. Таким образом, посетители сайта имеют доступ не только
к материалам сервера, но и к специализированной информации по всей области
приготовления и поедания варенья, что делает рассматриваемый нами сайт
вдвойне привлекательным. Во-первых, он интересен, как самоценный источник
информации, и, во-вторых, как полезный справочник-путеводитель по тематическим
ресурсам.
Очевидно, что создание собственной коллекции
ссылок придает вашему сайту дополнительную солидность, а следовательно,
дополнительных посетителей. Грамотно составленная страница ссылок находится
на втором или третьем месте по посещаемости среди всех страниц сайта.
Однако не стоит думать, что обилие ссылок - это провокация для ухода
пользователя с сайта, так как если человеку не нравиться ваш сайт, то
он волен уйти - хотите вы того или нет, причем, возможностей у него
для этого предостаточно и без ссылок. В то же время, уйдя по ссылке,
человек может еще не раз вернуться к вам, например, нажав на кнопку
"back" в браузере.
Как грамотно составить таблицу ссылок?
Для этого посмотрите на свои закладки, - наверное, у вас скопилось достаточное
количество ссылок на сайты по вашей тематике, которые вы регулярно посещаете,
- это и есть основа вашей страницы ссылок. Выложите все эти ссылки на
одну страницу, уберите все малозначительные и случайные, а также не
относящиеся к тематике, возможно, стоит убрать и ссылки на сервера,
которые могут составить вам серьезную конкуренцию. Оставшиеся ссылки
обязательно надо разбить по разделам в соответствии с их узкой тематикой.
В зависимости от получившегося объема материалов разделов может быть
больше или меньше, но я рекомендую вам придерживаться следующих рамок:
10-20 ссылок в разделе и не более 80 ссылок на странице. Таким образом,
если вы не умещаетесь в этот объем, то можно организовать несколько
страниц, на каждой из которых будет представлено по одному тематическому
разделу. Объединив все эти страницы в отдельную область сайта, сделайте
ее оглавление, поставив гиперлинки непосредственно на страницы разделов.
К каждой ссылке напишите небольшое описание
на 200-300 знаков, характеризующее не только сам ресурс, но - и это
особенно важно - ваше отношение к нему. Учтите, что чем больше ссылок
на странице, тем короче должны быть описания, чтобы общий объем текста
вместе с тегами не превышал 15-17 kb. Иногда к каждой ссылке достаточно
приписать просто пару слов, объясняющих, чему именно посвящен ресурс,
поскольку пользователь, теоретически уже ориентируется в тематике (он
же изучил ваш сайт) и способен самостоятельно справиться с определением
своих библиографических потребностей. Постарайтесь немного выделить
ссылку (не только цветом, но и размером шрифта), чтобы она не терялась
на фоне описания, но не переусердствуйте, ссылка - не заголовок.
Теперь нужно упорядочить ссылки по какому-либо
принципу, например, по степени важности или исходя из ваших личных пристрастий.
Я ни в коем случае не рекомендую сортировать ссылки по алфавиту, так
как это ведет к официальности и потере информативности. Для небольшого
персонального или коммерческого сайта лучше всего, на мой взгляд, подойдет
сортировка на основании ваших личных оценок рекомендуемых сайтов. Если
же вы создаете ресурс для профессионалов (например, для спортсменов
вареньеедов), то хорошим вариантом будет также сортировка по степени
важности рекомендуемых ресурсов или по полноте раскрытия темы (что,
в общем-то, одно и то же).
Положение рубрик тоже играет важную роль,
подумайте, что главенствует на вашем ресурсе, какая тематика вас лично
более интересует (например, вареньеедство или вареньеварство, согласитесь,
- это, все же, разные вещи), и согласно именно этим рассуждениям разложите
разделы так, чтобы они более соответствовали характеру представленной
вами тематики. Если вы решили разнести рубрики по разным страницам,
то не забудьте, что нужно рассортировать строчки в самом оглавлении
так, как это описано выше. Теперь перед вами рубрицированная страница
ссылок с описаниями, которую вы готовы представить своим посетителям.
Вернемся к нашему примеру про вареньеедов
и вареньеваров (пусть для простоты этот сайт называется "Варенье в массы").
Можете ли вы с уверенностью сказать, что он единственный в своем роде
и больше в Сети нет ни одного ресурса посвященного поеданию и/или приготовлению
варенья? Я думаю, что нет. Конечно же, существуют и другие сайты подобного
рода, - одни из них хуже, другие - лучше, но они, безусловно, есть,
поэтому на странице ссылок сайта "Варенье в массы" можно найти адреса
этих ресурсов. В то же время, на страницах ссылок этих сайтов уже стоит
ссылка на "Варенье в массы", таким образом, рассматриваемый нами сайт
уже распространил свое влияние на довольно приличную часть сети и все,
кто интересуется тематикой, довольно быстро его найдут.
Как это делается? Конечно же, не само
собой. В данном случае начинает работать устоявшийся механизм обмена
ссылками. В соответствии с ним, вы находите сайт, на котором хотели
бы видеть свою ссылку, договариваетесь с его издателями (или вебмастерами,
если они "по совместительству" являются издателями) и ставите ссылку
у себя на соответствующей странице. В ответ на сайте-партнере появляется
ссылка на вас. Принцип, как видите, очень прост, вопрос только в том,
как найти нужные вам ресурсы и договориться с их владельцами.
Достаньте последний вариант списка ключевых
слов, который вы, следуя совету в одной из предыдущих лекций, сохранили
в отдельном файле на диске. А теперь набирайте адрес ближайшей поисковой
машины и задайте ей поиск по вашим ключевым словам, - в результате,
вы получите список сайтов одной с вами тематики (кстати, проверьте заодно,
на каком месте вы находитесь в индексе). Обойдите эти сайты и решите,
какие из них представляют интерес для вас и ваших пользователей - именно
их занесите в закладки, а также в отдельный текстовый файл. Чтобы не
полагаться на свою память, лучше сразу составлять описание сайта, коротенькое,
предназначенное, скорее, для вас, чтобы служить вам напоминанием и предотвратить
путаницу в ссылках. В этот же файл припишите к каждому адресу и e-mail
его создателя (он должен быть указан на сайте). Повторите эту процедуру
с несколькими поисковыми машинами и суммируйте результаты. К этому добавьте
еще те ресурсы, на которые вы уже поставили ссылки (то есть на те, которые
уже были у вас в закладках).
Составьте типовое письмо:
|
|
Добрый день, /имя/. Мне
очень понравился ваш сайт, он содержит нужную и интересную,
на мой взгляд, информацию о приготовлении и поедании варенья.
Некоторое время назад я создал свой собственный сайт на эту
же тему - "Варенье в массы" (URL вашего сайта обязательно) и
приглашаю вас в гости, надеюсь, что вам будет интересно. Так
же я поставил на вас ссылку и, может быть, вы сочтете возможным
поставить ссылку и на мой ресурс.
С уважением, Я
URL моего сайта |
Укажите тематику, адрес и название своего
сайта. Обязательно указывайте имя человека, к которому вы обращаетесь
(его обычно можно найти на сайте), но если вы не знаете имени, то пишите
"уважаемый издатель сайта такого-то". Разошлите персонализированные
письма по списку и ожидайте ответа, но не забудьте поставить ссылки,
если вы написали, что они стоят. Старайтесь отправлять письма на личные
адреса, а не на официальные "ящики" типа webmaster@что-то.ру или owner@что-то.там
Положительный или отрицательный ответ
будет зависеть, конечно, от тона вашего письма, но в несравненно большей
степени от внешнего вида сайта, уровня подачи материала, а также от
количества посетителей (впрочем, последнее играет незначительную роль).
В случае согласия вашего адресата ссылка на ваш сайт появиться еще в
одном месте, добавив тем самым еще один небольшой ручеек посетителей.
Что же делать в случае отказа?
Разберитесь, почему вам отказали - обычно
отрицательный ответ содержит мотивацию (если вам вообще ответили), если
же объяснения в письме нет, то напишите веб-мастеру с просьбой объяснить
причины отказа, опишите в этом письме самые лучшие стороны своего сайта,
его качественный уровень и выгоды сотрудничества с вами. Возможно, человек
передумает, и не исключено, что вы получите несколько ценных указаний
по поводу того, как улучшить свой сайт. В этом случае, вы можете предложить
обменяться ссылками еще раз, несколько позже, когда вы учтете замечания
о сайте. Поэтому я не рекомендую снимать ссылок отказавших вам сайтов,
не говоря уж о том, что вы собираете коллекцию ссылок по теме, а не
ссылок на тех, кто поставил ссылку на вас. Также вам могут отказать
из-за того, что ваш сайт может составить конкуренцию. Если это так (т.е.
если вы имеете основания подозревать, что это так), то возьмите этот
сайт "на заметку" и внимательно наблюдайте за ним. Во-первых, это ценный
опыт, а во-вторых, он еще может доставить вам немало хлопот.
Не стоит учитывать все приходящие замечания
по сайту, - это, все же, ваш сайт, а не общедоступный кусок пластилина.
Учитывая замечания, просматривайте внимательно письма и накапливайте
"критическую массу": если десять человек обратили внимание на один и
тот же недостаток, то пора принимать меры. Надо критически относиться
к себе и своему творению, внимательно выслушивать все замечания и анализировать
их. Если вы не очень уверены в результате своего творчества, то можно
завести специальную конференцию или просто попросить посетителей оценить
ваш сайт в личном письме.
Одной из возможных причин отказа может
стать скудность вашей страницы ссылок, некачественность ресурсов, представленных
на ней. Мало кто захочет увидеть ссылку на свой сайт на аляповатой странице
"самые coolest сайты в Сети", именно поэтому я так подробно описал принципы
создания страницы ссылок и работы с ней. Именно поэтому вы сначала создаете
приличную страницу ссылок из своих закладок, а только потом приглашаете
к сотрудничеству других веб-мастеров.
Обязательно проверяйте ссылки на вашу
страницу, которые ставят веб-мастера. Если что-то не так (искажено описание,
дан неверный адрес или название сайта), то не стесняйтесь списаться
с веб-мастером и попросите его исправить ситуацию. Периодически проверяйте
наличие ссылок и их соответствие текущему состоянию сайта, изменяйте
его в соответствии с новыми данными.
При проведении этой маркетинговой операции
(в английской литературе она так и называется "linkage company") вам
придется писать и получать много писем, наверное, впервые с начала раскрутки
сайта. Отнеситесь к этому серьезно, так как письма - это одно из важнейших
средств взаимодействия с аудиторией. Заведите себе несколько правил
по работе с корреспонденцией:
- старайтесь читать ее в тот же день, когда она приходит,
выделите на это полчаса утром и час вечером
- на самые важные письма отвечайте сразу - в течения
часа-двух
- отвечайте на все письма, хотя бы и односложно
- отвечайте на письма не позднее, чем в течение 3 дней.
Эти правила становятся особенно важными,
если ваш сайт не только информационный, но и коммерческий. В этом случае,
возможно, выгоднее будет нанять специального человека, задачей которого
будет отвечать на письма, если вы в отпуске или просто загружены другими
делами. Разработка жестких правил работы с корреспонденцией избавит
вас от финансовых потерь вследствие медленного и негибкого сервиса.
Мы разобрали организацию и проведение
кампании по обмену ссылками. Ссылки, которые вы поставите (и, соответственно
на вас - тоже) в случае успешного проведения кампании, составят основу
вашего будущего трафика. Несмотря на небольшой вклад каждой из них,
вместе все эти ссылки - большая сила. Задача опытного веб-мастера -
постоянное увеличения количества ссылок на сайт, а следовательно, постоянное
наращивание своего присутствия в Сети.
|
|